Людмила Ушакова
«В гости к трем медведям». Конспект занятия по ФЭМП с элементами экспериментирования в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Продолжать учить детей измерять объем с помощью условной мерки.
• Учить на основе эксперимента делать выводы
• Развивать двигательную активность
• Закреплять счет в пределах 10
• Познакомить детей со свойствами магнита
• Развивать логическое мышление, внимание, память.
• Закреплять правила поведения
• Активизировать словарь детей.
Оборудование:
• чашки разного объема,
• банка,
• различные мерные стаканчики с одинаковым диаметром дна, но разные по высоте,
• вода,
• крупа,
• гвоздики,
• магнит
Публикация «„В гости к трем медведям“, Конспект занятия по ФЭМП с элементами экспериментирования в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- «Три медведя», сказка
- Темочки
Ход занятия.
I. Организационный момент. Игровой момент
- Ребята, нам пришло сегодня интересное письмо от знакомых сказочных жителей. Они приглашают нас в гости. А чтобы узнать куда мы должны отправиться, надо отгадать загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю –озорника - хворостинкой.
(Лес)
- Правильно, ребята, в загадке говорится о лесе. Там и пройдет наше занятие. Все готовы?
(Проверяем снаряжение, повторяем правила поведения в лесу)
- Можно отправляться в путь.
(Имитация ходьбы по лесу)
- Ой, ребята, а куда мы с вами пришли? И чей-то домик стоит в чаще? Вы не знаете чей? Тогда давайте снова отгадаем загадку:
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
- А почему вы так решили?
(В загадке говорится о том, что в избушке живут трое, кроватей – три, стульев – три, кружек тоже три.)
- Догадались, кто написал нам письмо с приглашением в гости?.
(Три медведя)
- Зайдем к ним в гости? Что нужно для этого сделать?
(Постучать в дверь или позвонить)
- Ребята, кажется, в домике никого нет. Давайте зайдем и подождем хозяев в домике.
II. Экспериментирование. Постановка проблемных задач.
1)Определение объема посуды с помощью условной мерки.
- Ой, ребята, смотрите, медведи, наверное, куда - то спешили, что даже не успели убрать за собой чашки. Давайте поможем им в этом. Чашки на столе стоят в беспорядке, надо их поставить по порядку: самую большую – Михайле Потаповичу, поменьше – Анастасии Петровне, а самую маленькую – Мишутке. Как мы с вами сможем определить, какая чашка самая большая? (на глаз)
- А еще как?
(Налить в них воды)
- Верно. На столе, много разных предметов, которыми можно провести измерение. Посмотрите внимательно, чем можно измерить объем, то есть налить воду?
(Стаканом маленьким и большим, банкой, ложкой)
- Верно, всеми этими мерками можно измерить объем чашек, то есть узнать, какая из них самая большая, а какая самая маленькая. Мы с вами для измерения возьмем большой стакан.
- Как вы думаете, в большую чашку воды войдет больше или меньше, чем в другие чашки?
(Больше, чем в другие)
- А в маленькую?
(Меньше, чем в другие)
- А сколько же войдет воды в среднюю чашку?
(Меньше, чем в большую, но больше, чем в маленькую)
- Как мы с вами будем наполнять мерку водой?
(Ровно до края, чтобы вода не вылилась, чтобы все мерки были одинаковыми)
- Верно.
(Вызываю ребенка для того, чтобы наполнить водой большую (как предполагаем) чашку. Дети хором считают количество стаканов. Аналогично наполняем водой остальные чашки)
- Что мы с вами узнали?
(В чашки входит разное количество стаканов воды. В большую чашку входит 3 стакана воды, в среднюю – два, а в самую маленькую – один.)
- Какое число больше 3 или 2?
(Число 3 > чем число 2.)
- Какое число меньше 2 или 3?
(Число 2 <чем число3.)
- На сколько число 3 > чем число 2?
(Число 3 > чем число 2 на 1)
- Значит три стакана воды в какую чашку мы выльем?
(В самую большую)
- А в какую чашку мы выльем два стакана воды?
(В чашку, которая поменьше)
- Какое число больше 2 или 1?
(Число 2 > чем число 1.)
- На сколько число 2 > чем число 1?
(Число 2 > чем число 1 на 1)
- Какое число меньше 1 или 2? На сколько?
(Число 1 < чем число 2 на один.)
- Два стакана воды мы выльем в чашку, которая поменьше. А в какую же чашку мы выльем один стакан воды?
(В самую маленькую)
- Что мы с вами узнали?
(Одна чашка больше, другая - поменьше, а третья - самая маленькая)
- А можно было узнать объем чашек как-нибудь еще?
(Взять другие мерки)
- Молодцы, верно ответили. Теперь расставьте чашки по порядку, от самой большой до самой маленькой.
2) С помощью какой условной меркой быстрее сможем наполнить кастрюлю. Изменится ли количество вещества от размера мерки.
- Давайте приготовим для медведей вкусную кашу. Они придут из леса голодные, уставшие, а мы их угостим.
- В кастрюлю для каши надо насыпать одну банку крупы. Чем мы можем насыпать крупу? (стаканами большим и маленьким, банкой, ложкой)
- Верно. Давайте выберем с вами мерку для замера крупы.
(Дети отставляют мерки в сторону)
- Вспомните, сколько банок крупы необходимо для каши.
(Одна банка)
- Верно. А теперь давайте с вами измерим, сколько разных мерок крупы войдет в банку. Не забывайте, как нужно наполнять мерку крупой – ровно с краями, чтобы все мерки были одинаковыми.
Один ребенок измеряет сколько больших стаканов входит в банку,
Ребята хором считают.
Вызываю другого ребенка произвести замер крупы маленьким стаканом. Остальные дети снова хором считают количество стаканов.
- Что мы с вами узнали?
(В банку входит 2 больших стакана крупы или три маленьких.)
- Какое число больше 3 или 2?
(Число 3> чем число 2.)
-На сколько число 3> чем число 2?
(Число 3> чем число 2 на 1)
-Какое число меньше 2 или 3?
(Число 2<чем число3.)
- На сколько число 2< чем число 3?
(Число 2 меньше числа 3 на 1)
- Чем быстрее мы сможем наполнить кастрюлю?
(Большим стаканом.)
- Как мы с вами это узнали?
(Чем больше мерка, тем меньше она берется, а чем меньше мерка, тем больше она берется.)
- Как вы думаете, а крупы разными мерками насыпали поровну или нет? (Поровну)
- А как мы это можем узнать?
(Нужно насыпать крупу разными мерками в банку)
- Верно. Давайте это сделаем.
(Дети насыпают крупу сначала большим стаканам в банку. Затем замер крупы производят маленьким стаканом. Крупы в банке в обоих случаях получается поровну…
Мы с вами видим, что мерки могут быть разными, а количество одинаковым, независимо от количества мерок.
- Пусть пока наша каша варится, мы с вами немного отдохнем
Динамическая пауза: «Варись, варись, кашка…»
III. Сюрпризный момент с элементом экспериментирования.
Раздается шум вдалеке.
- Ой, ребята, кажется, пришли медведи. И, похоже, Мишутка созорничал, Михайло Потапович сердится. Пойдемте и узнаем, что там случилось.
- Мишутка баловался и рассыпал гвозди у папы - медведя лежали 8 гвоздей. Они попали в банку с водой. Может кто-то из вас знаете, как их можно достать? (Магнитом)
- Почему вы так думаете?
(Гвозди сделаны из железа, а магнит притягивает железо)
(Если дети не знают, то предложить посмотреть, как можно достать металлические предметы с помощью магнита)
- Верно. Смотрите, как ловко папа-медведь достает из банки гвозди, притягивая их магнитом через стенку банки.
- Давайте посмотрим, и посчитаем все ли гвозди папа-медведь достал. Сколько гвоздей упало в воду?
(8 гвоздей)
(Дети пересчитывают гвозди)
- Все ли гвозди достали?
(Да, все)
- Ребята, можно ли баловаться с мелкими острыми предметами? (Нет)
- Почему? (можно самим пораниться и поранить других)
IV. Итог
- Что мы сегодня делали на занятии?
(Научились определять, какая посуда больше по объему с помощью мерки. Выяснили, чем больше мерка, тем меньше раз она берется, а маленькая - больше. Количество вещества одинаково в обоих случаях: когда насыпаем сыпучее вещество или наливаем жидкость большой или маленькой меркой в посуду одинакового объема. И узнали, как можно доставать железные предметы из воды при помощи магнита)
- Молодцы. Очень хорошо сегодня потрудились.
- Пока папа-медведь доставал гвозди, наша каша поспела и мама-медведица зовет нас кушать.
- Что необходимо сделать перед едой?
(Помыть руки)
- Правильно. И пожелать друг другу приятного аппетита.