Тамара Торопова
Игровое занятие «В гостях у Бабушки — Беседушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта ДО, необходимо создавать благоприятные условия для индивидуализации обучения в условиях детского сада (сохранение, развитие, реализация индивидуальных особенностей детей). Данное занятие имеет сюжетно-игровую основу. Такое построение занятий способствует становлению и проявлению индивидуального стиля деятельности ребёнка, которому необходима достаточная свобода. Также сюжетно-игровая основа занятия позволяет широко организовывать зону неопределённости, в которой он бы имел возможность следовать своим мотивам, потребностям, целям, самостоятельно выбранным средствам и способом действия. Данная основа способствует логопеду с детьми творчески выстроить все занятия по одной сюжетной линии. Метод реагирования в сюжетно-игровых ситуациях стимулирует и поддерживает инициативу, активность, самостоятельность детей. Сюжетно-игровая основа занятия позволяет детям чувствовать себя свободнее, они имеют право на передвижение во время занятия, общение с другими детьми в процессе деятельности и имеют возможность в выборе средств. Такое построение занятий позволяет ребёнку учиться и играть. «Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» — В. А. Сухомлинский.
Публикация «Игровое занятие „В гостях у Бабушки — Беседушки“» размещена в разделах
Оборудование:
Магнитофон: кассета с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года»; предметы для зимнего леса: ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца); маски (лисы, зайца, волка, белки, лося); мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, ёж, лиса; корзина со сладостями: морковка, орехи, косточка, рыбка, мёд (бочонок); пиктограмма, бумага, простые карандаши.
Лексический материал:
имена существительные: белка, медведь, лиса, ёжик, заяц, волк, дупло, нора, логово, берлога, зайчата, бельчата, медвежата, лисы;
имена прилагательные: трусливый, ушастый, боязливый, ловкий, пушистый, красивый, рыжая, хитрая, плутоватая, ловкая, маленькая, юркая, коварный, серый, злой, голодный, грубый, смелый;
глаголы: петляет, заметает, прыгает, рыщет, прислушивается, охотится, полакомятся.
Цель занятия :
1) закреплять названия диких животных и их детёнышей, их место обитания, знать чем питаются, способ передвижения, звукоподражания;
2) развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество;
3) закреплять значения предлогов: на, под, за, у, около, перед;
4) закреплять навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными;
5) развивать навык образования родственных слов с использованием пиктограммы;
6) активизировать активный словарь словами: лакомство, петлял, заметала, рыскал, перепрыгивала, логово, нора, берлога, дупло, стужа;
7) автоматизация в речи звуков (-л, -р);
8) развивать умение сопровождать речь движениями;
9) содействовать развитию чувства взаимопонимания.
Ход занятия.
(В группу входит Бабушка-Беседушка с лукошком)
Б. Б. : Здравствуйте, ребятушки, узнали кто я?
Дети: Здравствуйте! (пытаются отгадать)
Воспитатель: Знаем, знаем, ты Бабушка-Беседушка. Дорогая гостья, что тебя привело в такой холод?
Б. Б. : Иду я в лес дремучий, проведать своих друзей, лесных жителей, как им там живётся в такую стужу. Да гостиницы несу, чтобы подкормить их немного. Хотите и вас с собой возьму.
Воспитатель: Ну, что ребята, пойдём в лес с Бабушкой-Беседушкой, не испугаетесь?
Б. Б. : Тогда одевайтесь потеплее, (имитируют одевание)
Б. Б. : Готовы, тогда идём.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Б. Б. : Закройте глаза и представьте себе, о чём я буду вам рассказывать. На улице зима. Всё кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. (имитируют езду на лыжах -ш-ш-ш). В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжёлыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно в сказке: пушистые снежинки облепили все веточки. Стоит подуть (дуют) ветерку, как снег начинает осыпаться с ветки. И это так красиво. (Дети дуют на снежинки). А где же мои друзья — давайте их поищем?
(Дети ищут) — приносят бабушке со словами :
- я белку нашёл на дереве;
- я волка нашёл за деревом;
- я зайку нашёл под кустом;
- а я около сосны лисичку нашла;
- а я перед ёлкой собаку нашёл.
Б. Б. : Посмотрите, нет ли кого лишнего?
Дети: Собака!
Б. Б. : Почему она лишняя?
Дети: Да потому что она живёт с человеком дома, она домашнее животное.
Б. Б. : Правильно ребята, животные, живущие в лесу, это дикие животные, а живущие рядом с человеком — домашние.
Б. Б. : Скажите ребята, где же живёт в лесу белка?
Дети: В дупле!
Б. Б. : Верно ребята, белки поселяются в дупле, которое остаётся после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.
Б. Б. : А где живёт в лесу волк?
Дети: Жилище у волка называется логово. Это небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется (от холода, врагов, отдыхает.
Б. Б. : А где же живёт в лесу лиса?
Дети: Лиса живёт в норе.
Б. Б. : А где же зайка живёт в лесу?
Дети: У него нет дома. Они отдыхают и спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке.
Б. Б. : А, кого мы не нашли в зимнем лесу?
Дети: Медведя, ежа.
Б. Б. : А они где?
Дети: Медведь ещё в берлоге, а ёж в норе, снят до весны, до тёплого солнышка.
Б. Б. : Что значит, животное впадает в спячку?
Дети: Засыпают и спят до весны.
Б. Б. : Итак, у лисицы жилище - лисья нора, у волка - волчье логово, у белки - беличье дупло, у медведя - медвежья берлога, у ежа - ежиная нора.
Б. Б. : Пальчиковая игра: «Апельсин» (раздаёт листочки и карандаши)
А теперь посмотрим, кто у нас самый внимательный, я буду называть животных, а вы на листочках делайте зарисовки символами: елочка - дикое животное, и домик - домашнее.
Читают стихи.
Б. Б. : Хотите я вас превращу на некоторое время в животных? (раздаёт маски).
(Дети в масках веселятся на поляне)
Б. Б. : Скажите пожалуйста, какой заяц?
- Трусливый, ушастый, боязливый, ловкий.
- А какая белочка?
- Красивая, рыжая, ловкая, маленькая.
- А какой же волк?
- Коварный, серый, злой, голодный, грубый, смелый.
- А какая лисица?
- Рыжая, хитрая, плутовка.
- А какой медведь?
- Неуклюжий, огромный, косолапый.
(Превращает в детей)
Б. Б. : А про кого из них можно сказать - заметает следы хвостом?
Дети: Лисичка.
Б. Б. : Верно, лисичка. А кто рыщет, добычу ищет?
Дети: Волк, злой, голодный.
Б. Б. : А про кого можно сказать - петлял?
Дети: О зайце (путает следы).
Б. Б. : А кто из животных перепрыгивает с ветки на ветку?
Дети: Белка.
Б. Б. : Верно, не сидится ей, прыгает, греется. Как вы думаете, животные живут в лесу одни без своих деток?
Дети: Не одни, у них есть дети.
Б. Б. : У белки?
Дети: Бельчата.
Б. Б. : У волка?
Дети: Волчата.
Б. Б. : У лисицы?
Дети: Лисята.
Б. Б. : У медведицы?
Дети: Медвежата.
Б. Б. : У зайца?
Дети: Зайчата.
Б. Б. : Только ребята заяц сейчас один, выросли его детки и убежали. Не тужи зайка, ты не один, мы с тобой.
Игра с пиктограммой, (на подбор родственных слов к слову «заяц»)
Б. Б. : Нам пора возвращаться в детский сад. У кого мы были в гостях? Им, как и
птицам голодно в лесу, не везде удаётся найти корм, поэтому оставим им угощение, пусть полакомятся. Кому оставим морковку?
Дети: Зайцу.
Б. Б. : Рыбку?
Дети: Лисе.
Б. Б. : Косточку?
Дети: Волку.
Б. Б. : Орехи?
Дети: Белке.
Б. Б. : Мёд?
Дети: Медведю, пусть полакомится, когда проснётся.
Б. Б. : Сухие грибочки?
Дети: Белочке.
Б. Б. : До свидания зимний лес! До новой встречи! (уходят домой)