Корниенко Елена
«В гостях у домовёнка Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у домовёнка Кузи
Программное содержание
Закрепить знания детей о русской избе ;внешний вид, предметы быта.
Вспомнить традиции русских людей, научить детей изготавливать тря-
пичную куклу. Воспитывать самостоятельность во время ручного труда,
интерес к национальной культуре, чувство взаимопомощи.
Дети входят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на гостей. Предлагает на время забыть, что в группе гости и заняться тем, что предложит.
Голос
Эгее –охо-х! детушки- лапушки! Вы меня слышите?
Публикация «„В гостях у домовёнка Кузи“» размещена в разделах
Я вас к себе в гости приглашаю, жду поджидаю, один дома скучаю!
Воспитатель
Интересно, кто это нас зовёт? Вы не знаете кто может нас с вами в гости пригласить? Эй,кто ты? И куда нас в гости зовёшь?
Голос
Жду вас в избе русской,тёплой. да уютной! А кто я отгадайте.
Живу в избе за печкой,сплю свернувшись я колечком.
Я не кошка инее кот. Я хозяин вдоме—вот!
И шутник я и затейник, лучший друг мой – старый веник!
Кто я догадались?
Воспитатель
Да. Это наш друг домовёнок. Пойдё к нему в гости в избу? Посмотрим, чем он нас на этот раз порадует, а заодно и об избе всё вспомним.
Как она снаружи выглядит, как внутри устроина, какое убранство, какие
Старинные предметы быта есть. А ещё попросим Кузю рассказать ипоказать какой –нибудь старинный обычай или традицию.
Согласны? давайте поговорим о правилах поведения.
Подойдя к избе входить сразу надо? Как себя вести,войдя в избу?
Ну тогда, добры молодцы, да красны девицы давайте собираться,нар
яжаться, да в гости отправляться. (надевают фуражки,платки, бусы).
Воспитатель
Тили бом,тили бом! Посмотрите Кузин дом!
Весь из брёвен срублен он, ставни расписные,
Наличники резные.
И заваленка здесь есть –так ихочется присесть!
Нравится дом? Красивый?
Как в старину называли дом?
Сейчас говорят «строить дом», а раньше как говорили?
Чем рубили избу? Из каких деревьев?
Как говорили о топоре? Окнами в какую сторону ставили дом?
Что прикрепляли над окошками? Зачем?
Что прикрепляли по обе стороны окна?
Что обозначали открытые и закрытые ставни?
Что ниже окон?
Что крепили на самом верху крыши,на коньке?
У Кузи ставни открыты или закрыты? Значит Кузя дома или нет?
Не забыли как вести себя в гостях?
ВОШЛИ
1 ребёнок
Эта изба ровно легла. На дворе капель, так и тут тепель.
Домом жить не развесив уши ходить.
Домом жить не лукошко шить.
Домом жить обо всём тужить.
Дом вести не лапти плести.
Воспитатель
Да и правда –всё у домовёнка в избе ладненько, да чистенько.
Все вещи на своих местах. А где же хозяин? Кузьма Егорович, где ты?
Ты нас в гости звал? Или не рад? Выходи!
Из под печки вылазиит домовёнок.
Здравствуйте, гости! Рад я вам,рад.
Гостю почёт – хозяину честь.
Проходите,выбирайте местечко по душе,
Будьте, как дома. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.
Проходите,гости, не стесняйтесь.
Поудобнее рассаживайтесь.
Полна горница гостей, стало в горнице светлей!
Воспитатель
Спасибо,Кузьма Егорович,за слова приветливые.
Туда голуби летают,где их привечают.
А чем ты нас позабавишь?
Домовёнок
А позабавлю я вас загадками. Все они про предметы,которые в этой избе находятся. Живут они в моём волшебном чугунке,только я читать неумею,Е. В. лрочитайте сами.
1 четыре братца под одной крышей живут.
(где в старину ставили стол? Какой был стол)
2 в воде родится,воды боится,её не едят и без неё не едят.
(где стояла соль,в чём,какие правила пользования солью знаете)
3 таять может,а не лёд. Не фонарь,а свет даёт.
(для чего свеча? У кого были свечи, а у кого лучины)
4 в чём качали маленьких детей?
(какое поверье было,связ—е с люлькой)
5 маленький ерофейка,подпоясан коротенько
По полу скок и в уголок.
(где стоял веник,почему,что люди считали,ставя веник в угол)
6 железный конь скачет в огонь.
(где ставили кочергу,почему)
7 рогатый,да небык,хватает, да несыт,
Людям отдаёт,сам на отдых идёт.
(где ставили ухват,как,какое поверье было,связанное с ухватом)
8 стоит девица в избе,а коса на улице.
(как называли печь,для чего она нужна была)
9 концами над водой висит,серёдкой на печи лажит.
(для чего нужно коромысло,сейчас пользуются)
Воспитатель
Кузьма Егорович,ты доволен ответами на свои загадки?
А почему ты грустный? Или нам не рад?
Кузя
Да рад я вам,рад. Только настроение что – то пропало.
Воспитатель Не грусти, Кузя,мы знаем одну игру русскую народную. Она очень интересная и весёлая. Хочешь с нами поиграть? У тебя и настроение сразу поднимется. Называется игра»Чепуха».
Объясняю правила. На ухо каждому игроку я шепчу слово.
Потом я буду задавать вопросы,а вы должны этим словом ответить.
Ход ИГРЫ
Ходим,ходим мы по кругу и смеёмся друг над другом.
Кто,что съел,кто что одел,в чем на небо улетел.
(задаются слова и вопросы к ним)
Воспитатель
Понравилась игра? К. Е. а что это за кукла у тебя висит? Ты о ней нам никогда не рассказывал.
Кузя
А это мой оберег. Он мне от моей мамы достался, а моей маме от её мамы. ей уже 200 лет.
Воспитатель
Как я сразу не догадалась! У моей старенькой бабушки тоже такая
Кукла есть. Называется она тряпичная. Бабушка рассказывала,что в старину таких кукол делали взрослые и дети сами, скручивали их из лоскутков. если кукла предназначалась для игры, то рисовали лицо,
А если оберег,то без лица. Тряпичную куклу –оберег мать дарила своей дочери или сыну в день свадьбы. Считалось, что кукла –оберег будет хранить молодую семью от несчастий и неудач. Эта кукла передавалась по наследству. маленькую куклу – оберег давали мужчинам в карман в дальнюю дорогу, в армию,на войну.
Кузя,а у тебя,случайно, лоскутков нет? Мы –бы и себе кукол сделали.
Кузя
Всё у меня есть! Давно приготовлено! Вон там,на столах лоскутки,
садитесь и мастерите.
Сели за столы. Показываю последовательность работы.
Повторяем посхеме-модели.
Дети выполняют работы.
Воспитатель
Домовёнок, посмотри,как дети постарались. Тебе нравится?
Все справились с заданием? Спасибо тебе,Кузьма Егорович,
за гостеприимство. Пора нам домой. Давайте прощаться.
Мальчик
Жить тебе,изба,поживать,да добра наживать.
Без зла и без вихря,без всякого лиха.
Чтобы было тепло,чтобы было светло,
Чтоб своё воделось, да и нам хватило.
Девочка
До свиданья,изба,
Живи,изба здорова, живи,изба, богато!
Дай тебе того же,что инам тоже.
Мерку жита, кусок сала,корец яиц, да итого мало!
У Ш Л И
Встречает помощник воспитателя. Спрашивает где были.
Дети рассказывают.
Воспитатель
Дети у нас молодцы! Знают,как себя в гостях вести,знают много об избе, о предметах, которые в избе находятся. Куколок вот себе смастерили.
А теперь,дети, если вы хотите себе куклу для игры сделать,то
дорисуйте лица, а если оберег, то оставляйте без лица.