Папки-передвижки

Конспект занятия «В гостях у тётушки Серафимы»

Наталья Справцева
Конспект занятия «В гостях у тётушки Серафимы»

Тема: «В гостях у тетушки Серафимы»

Цель:

- Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, чугунок, ухват, самовар, ложки);

• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Оборудование: экспозиция русской избы, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки.

Публикация «Конспект занятия „В гостях у тётушки Серафимы“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседы о русском быте, о русской национальной культуре, традициях русского народа. Рассматривание предметов русского быта, макета русской избы. Заучивание русских народных песен, поговорок, потешек и т. д.

Знакомство с русскими народными праздниками, народными играми.

Ход занятия:

Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы, звучит музыка Константина Шаханова Волга-реченька, встречает детей.

Хозяйка: Здоровается поклоном по русскому обычаю. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие.

Давайте я Вас тоже научу здороваться (руку надо прижать к сердцу и поклониться)

Ребята, а давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю и с нашими гостями.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

Хозяйка: Ребята, а вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь на лавочки, поближе к печи. Гость на порог — хозяину радость. Я тетушка Серафима.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Посмотрите ребята какая красивая у меня одежда: сарафан, платок. А вы хотите быть такими же красивыми? (ответы детей) Хорошо! А как вы думаете, где хранятся у меня вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук)

Правильно, ребятки, это сундук! Давайте мы с вами вместе произнесем это слово! Готовы? «Сун-дук». А теперь посмотрим, что в нем лежит ( хозяйка открывает сундук и достает оттуда: девочкам – платочки, мальчикам – кепки)

Какие вы теперь нарядные. Садитесь ребятки на лавочки.

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Хозяйка: - В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйка: Ребята, назовите пословицы и поговорки о печке.

Дети:

- Когда в печи жарко - тогда и варко.

- Без печи хата не хата.

- Печка - наше солнышко.

- Печь нам мать родная.

Хозяйка: Ребята, а кто расскажет стихи о русской печке.

Ребенок. Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Ребенок. В доме каждому нужна,

Печки добрая спина.

С русской печкой нам не грустно,

А тепло всегда и вкусно.

Хозяйка: А вот вам еще загадка!

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Хозяйка: Молодцы!

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (Горшок) (чугунок)

Это горшок, он сделан из глины. Он незаменим был в хозяйстве. Но глиняные горшки были хрупкие, непрочные, а потом появились металлические. Это чугунок. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. (Показ чугунка)

Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки. Ребята, а кто мне скажет поговорки о каше?

- Щи да каша – пища наша.

- Хороша кашка, да мала чашка.

- Каша – матушка наша.

- Без каши и обед не обед.

- Кашу маслом не испортишь.

Хозяйка: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Показ ухвата) (дети пробуют ухватом поставить чугунок в печь)

Хозяйка: Все готовится в печи,

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка.

И баранья ножка!

Ребята, а давайте и мы что-нибудь испечем в нашей печи.

Да вот печь надо разжечь.

Ребята, как вы думаете, чем можно топить печку? (ответы детей «дровами»)

Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?

Дети: Да!

Хозяйка: Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь. Чтобы печь не погасла, давайте скажем заветные слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (два раза) (звучит звук костра)

А пока печь разгорается, давайте поиграем в игру «Сахаринка»

Правила: выбирается ведущий-сахаринка, он сидит в круге. Дети идут по кругу проговаривая слова и действуя по тексту. На слова: сахар сьела, песню спела "сахаринка"танцует, на слова"обнимать дружка хотела"обнимает любого ребенка.

Ход игры: Дети стоят в кругу, сахаринка сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами

-Сахаринка на полу да на полу

-Я возьму и подниму

-сахар съела, песню спела

-обнимать дружка хотела.

Хозяйка: Ну что ж, печь мы затопили

Да тесто еще не замесили,

С тестом разберемся

Да за бараночки возьмемся.

А что для теста нам понадобиться?

Дети: мука, вода, соль, яйца

Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником.

Все продукты мы приготовили. Ребята нам нужно одеть фартуки и замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Хозяйка: Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Практическая часть.

Хозяйка: Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкое, податливое, меняет форму)

Давайте вспомним, как мы будим лепить баранки:

-нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети под музыку лепят баранки и выкладывают на протвень)

Гости дорогие баранки мы слепили теперь их нужно поставить в печь, чтобы они испеклись.

(воспитатель готовые ставит в печь).

Хозяйка: Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. Отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает,

кипяточек наливает (самовар)

За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А давайте посмотрим какие бывают самовары (Показ презентации «Самовары»)

Хозяйка: - А теперь давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?

(достает из печи настоящие баранки) читает потешку:

«Ай, качи-качи – качи!

Глянь баранки- калачи!

С пылу, с жару, из печи.

Все румяны, горячи. (Воспитатель достает из печи настоящие баранки)

Хозяйка: Молодцы! Красивые баранки у вас получились

Хозяйка:

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Понравилось вам у меня в гостях?

Итог:

Где люди хранили свою одежду? (В сундуке.)

Что в избе дает тепло? (Печка.)

В чем кипятили воду? (Самовар.)

Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! А бараночки я вам с собой собрала в группе с чаем попьете! До свидания!

Публикации по теме:

«Осенние проказы Тётушки Простуды». Сценарий осеннего праздника для старшей группы«Осенние проказы Тётушки Простуды». Сценарий осеннего праздника для старшей группы «Осенние проказы Тётушки Простуды». Сценарий осеннего праздника для старшей группы Вход «Осеню Пришла к нам в гости Осень» танец общий.

Конспект занятия «В гостях у Фиксиков» Задачи: Способствовать овладению способами обследования предметов (руками) и включает простейшие опыты с водой и мылом. Активизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «В гостях у бабушки» во второй младшей группе в гостях Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «В гостях у бабушки».

Осенний утренник «Волшебный сундучок тётушки Горошины» Осенний утренник "Волшебный сундучок тётушки Горошины" /Дети под музыку входят в зал/ Воспитатель: Посмотрите, дети, как красиво сегодня.

Сценарий праздника для средней группы «Осенние проказы Тётушки Простуды» Сценарий осеннего праздника для Средней группы "Осенние проказы Тётушки Простуды" Ведущий: Заглянул сегодня праздник В каждый дом,.

Сценарий праздника для старшей группы «Осенние проказы Тётушки Простуды» Сценарий осеннего праздника для старшей группы «Осенние проказы Тётушки Простуды». (Под веселую музыку, дети и ведущий входят в зал и исполняют.

Конспект занятия «В гостях у Карлсона»Конспект занятия «В гостях у Карлсона» Все с детства знают весёлого и неунывающего Карлсона. Он друг для всех детей. В нашей группе он прилетает в те дни, когда у кого то из детей.

Конспект занятия «В гостях у сказки» НОД Тема «В гостях у сказки»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Экологическая квест — игра в старшей группе «В гостях у тётушки Совы» Экологическая квест – игра в старшей группе «В гостях у тетушки Совы». Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой.

Званый обед «Полезные и вкусные истории тётушки Кастрюли» d70b2fcee9 720Видеофильм званого обеда во второй младшей группе детского сада "Полезные и вкусные истории тётушки Кастрюли". Данный видеофильм.

Автор публикации:
Конспект занятия «В гостях у тётушки Серафимы»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 15:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД