Алла Туктарова
Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачев.)
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Публикация «Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
В нормативно-правовой основе педагогического процесса по
нравственно-патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
Национальная доктрина образования в РФ.
В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего культурного общества. В наше конфликтное время одной из актуальных проблем воспитания патриотизма у подрастающего поколения, является воспитание толерантности по отношению к другим народам и культурам. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия и высокого патриотического сознания.
Исторически сложилось так, что Среднее Поволжье многонациональная территория.
Из истории Среднего Поволжья:
VIII – XIII в. Территория Волжской Булгарии.
Татаро-монгольское нашествие (1236 г.) оказало огромное влияние на дальнейшую историю и культуру Волжской Болгарии и тюркоязычных кочевников, освоивших степные районы Заволжья в домонгольское время. В период существования Золотой Орды в Самарском Поволжье жилы русские, мордва, тюркоязычные кочевники и болгары. Именно в это время закончилось формирование поволжских тюркоязычных народностей: чувашей, татар, башкир. Однако, после военного похода Тамерлана в 1391 г. традиции прочной оседлости были нарушены здесь надолго, и возрождение оседлой земледельческой культуры относится уже к ХVII-ХVIII вв. – периоду вхождения Поволжья в Российское государство. Начиная с этого периода среднее Поволжье активно заселялось русскими, украинцами и, после манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 г., приглашавшей жителей Европы свободно устраиваться на "праздных" русских степных просторах, немцами.
По данным переписи 2002 года на территории области проживает 3 миллиона 240 тыс. человек.
Этнический состав населения Самарской области многонационален: 135 национальностей (для сравнения, всего в России – 165).
Национальный состав населения таков:
русские составляют большинство 83,6% (2 720 200);
татары – 4% (127 931);
чуваши – 3,1% (101 358);
мордва – 2,6% (86 000);
украинцы – 1,8% (60 727);
армяне – 0,7 % (21 566);
азербайджанцы – 0,5 % (15 046);
казахи – 0,5 % (14 918);
белорусы – 0,4 % (14 082);
немцы - 0,3% (9 569);
башкиры – 0,2 % (7 885 чел.);
евреи – 0,2% (6 384);
узбеки – 0,2 % (5 438);
цыгане – 0,2% (5 200);
таджики – 0,1 % (4 624);
марийцы – 0,1 % (3 889);
грузины – 0,1 % (3 518);
другие народности (удмурты, корейцы, поляки, чеченцы, осетины, киргизы, молдаване) – 0,7% (25 764).
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом.
В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние и формируют его патриотическое сознание. Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотизм у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей малой Родиной и большой родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа. Средством воспитания у детей патриотического сознания и толерантного отношения к различным этносам является детский фольклор.
Детский фольклор - это тот редкий вид детского творчества, который создается и развивается независимо от руководства и контроля взрослых, и который уже несколько десятилетий передается от одного поколения детей другому. (Е. В. Росс)
Классификация детского фольклора (М. Н. Мельников) :
поэзия пестования (материнская поэзия) : (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки);
игровой фольклор (считалки, игровые песни и приговоры, ролевые игры, скороговорки, поддевки, перевертыши, страшилки, сказки, небылицы, народные праздники).
Задачи, решаемые в процессе знакомства детей с фольклором :
- развитие творческих способностей дошкольников;
- знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
- знакомство детей с традициями и образами народов Поволжья;
- развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях народов Поволжья;
- воспитание чувства принадлежности к своему народу;
- воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству и толерантному отношению между различными этносами.