МААМ-картинки

Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

Алла Туктарова
Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачев.)

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Публикация «Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по

нравственно-патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;

Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

Национальная доктрина образования в РФ.

В современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культур, и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия нашего культурного общества. В наше конфликтное время одной из актуальных проблем воспитания патриотизма у подрастающего поколения, является воспитание толерантности по отношению к другим народам и культурам. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия и высокого патриотического сознания.

Исторически сложилось так, что Среднее Поволжье многонациональная территория.

Из истории Среднего Поволжья:

VIII – XIII в. Территория Волжской Булгарии.

Татаро-монгольское нашествие (1236 г.) оказало огромное влияние на дальнейшую историю и культуру Волжской Болгарии и тюркоязычных кочевников, освоивших степные районы Заволжья в домонгольское время. В период существования Золотой Орды в Самарском Поволжье жилы русские, мордва, тюркоязычные кочевники и болгары. Именно в это время закончилось формирование поволжских тюркоязычных народностей: чувашей, татар, башкир. Однако, после военного похода Тамерлана в 1391 г. традиции прочной оседлости были нарушены здесь надолго, и возрождение оседлой земледельческой культуры относится уже к ХVII-ХVIII вв. – периоду вхождения Поволжья в Российское государство. Начиная с этого периода среднее Поволжье активно заселялось русскими, украинцами и, после манифеста Екатерины II от 4 декабря 1762 г., приглашавшей жителей Европы свободно устраиваться на "праздных" русских степных просторах, немцами.

По данным переписи 2002 года на территории области проживает 3 миллиона 240 тыс. человек.

Этнический состав населения Самарской области многонационален: 135 национальностей (для сравнения, всего в России – 165).

Национальный состав населения таков:

русские составляют большинство 83,6% (2 720 200);

татары – 4% (127 931);

чуваши – 3,1% (101 358);

мордва – 2,6% (86 000);

украинцы – 1,8% (60 727);

армяне – 0,7 % (21 566);

азербайджанцы – 0,5 % (15 046);

казахи – 0,5 % (14 918);

белорусы – 0,4 % (14 082);

немцы - 0,3% (9 569);

башкиры – 0,2 % (7 885 чел.);

евреи – 0,2% (6 384);

узбеки – 0,2 % (5 438);

цыгане – 0,2% (5 200);

таджики – 0,1 % (4 624);

марийцы – 0,1 % (3 889);

грузины – 0,1 % (3 518);

другие народности (удмурты, корейцы, поляки, чеченцы, осетины, киргизы, молдаване) – 0,7% (25 764).

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом.

В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние и формируют его патриотическое сознание. Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотизм у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей малой Родиной и большой родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа. Средством воспитания у детей патриотического сознания и толерантного отношения к различным этносам является детский фольклор.

Детский фольклор - это тот редкий вид детского творчества, который создается и развивается независимо от руководства и контроля взрослых, и который уже несколько десятилетий передается от одного поколения детей другому. (Е. В. Росс)

Классификация детского фольклора (М. Н. Мельников) :

поэзия пестования (материнская поэзия) : (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки);

игровой фольклор (считалки, игровые песни и приговоры, ролевые игры, скороговорки, поддевки, перевертыши, страшилки, сказки, небылицы, народные праздники).

Задачи, решаемые в процессе знакомства детей с фольклором :

- развитие творческих способностей дошкольников;

- знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

- знакомство детей с традициями и образами народов Поволжья;

- развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

- расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях народов Поволжья;

- воспитание чувства принадлежности к своему народу;

- воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству и толерантному отношению между различными этносами.

Прикреплённые файлы:

venok-druzhby_11o1h.pptx | 3765,68 Кб
 
Публикации по теме:

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли» (2 слайд) Как объяснить ребёнку, что такое патриотизм? Его нельзя увидеть или потрогать, его можно только почувствовать или им проникнуться.

Консультация «Воспитание патриотизма у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание патриотизма у детей младшего дошкольного возраста» Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери,отцу,бабушке,дедушке,детскому саду. Это корни,которые.

Отчет по воспитанию патриотизма и любви к своей Родине у детей старшего дошкольного возрастаОтчет по воспитанию патриотизма и любви к своей Родине у детей старшего дошкольного возраста Сегодня, как никогда, важно воспитать у наших дошколят чувство патриотизма и любви к своей огромной, прекрасной Родине; показать ее значимость.

Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста Куприянова Олеся Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168», ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ - НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫХ ИЗ ВСЕХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема гендерного воспитания старших дошкольников Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье личности уходит.

Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия Сегодня задача развития гражданственности и патриотизма детей имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Изменились нравственные ценности,.

Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Ш. Л. Монтескье Дошкольный возраст – фундамент.

Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности «Защитники земли русской» Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Смирнова Елена Адольевна Пояснительная записка к методической разработке познавательного проекта.

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 апреля 2017 в 18:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД