МААМ-картинки

Виды лексико-грамматических упражнений при систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями на уроках

Светлана Мысниченко
Виды лексико-грамматических упражнений при систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями на уроках
▼ Скачать + Заказать документы

Виды лексико-грамматических упражнений при систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями на уроках

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе, является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой называются словарными. В третьем классе количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи увеличилось, по сравнению с первым и вторым классами. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Хорошо известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Публикация «Виды лексико-грамматических упражнений при систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями на уроках» размещена в разделах

Существует много способов по запоминанию таких слов. Я хочу рассказать, какие виды лексико-орфографических упражнений использую в своей работе на этапе закрепления, обогащения и систематизации знаний учащихся о словах с не проверяемыми написаниями.

Как и в предыдущих классах, все словарные слова я разделила на следующие смысловые группы :

Профессия человека: Чувства и ощущения человека Птицы

агроном аппетит снегирь

маляр аромат синица

комбайнер доверие соловей

забава канарейка

печаль

секрет

фантазия

Живопись Глаголы Явления природы

изображение гореть ураган

галерея ездить пороша

карикатура желать ветер

орнамент желтеть

оттенок засеять

пейзаж сверкать

портрет шествовать

Техника Военные термины Земледелие

бульдозер солдат овес

локомотив свобода овощи

экскаватор шпион огород

эскалатор оборона хозяйство

сеялка командир борозда

отечество

Россия

Имена существительные с безударной гласной - а - Имена прилагательные

каллиграфия активный

каталог вежливый

катушка деликатный

квартал едкий

малина торжественный

салют серебряный

пароль фиолетовый

комната

Числительные Наречия

восемь вместе

двадцать издалека

двенадцать однажды

одиннадцать потом

сверху

сейчас

честно

снизу

слева

справа

Над каждой группой слов работаем неделю, одновременно закрепляя предыдущее.

Учащиеся ведут свои индивидуальные словарики, записывая в них все изучаемые слова по группам. За индивидуальными словариками всегда слежу, проверяю выборочно, поощряю яркой открыткой, маркой.

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты. В своей работе использую следующие их виды.

1. Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся рассматривают и проверяют слова, написанные по карточке, а потом записывают их по памяти.

2. Картинный диктант.

Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его или работают самостоятельно.

3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).

Слова даю им на слух или предлагаю детям слова-карточки, или слова-картинки со следующими заданиями:

а) записать в правый столбик названия животных, а в левый – названия птиц;

б) записать в первый столбик слова с безударной гласной - а - в корне слова, а во второй столбик – слова с безударной гласной - о - ;

в) из всех слов выбрать и выписать только слова на тему «Живопись».

4. Диктант с использованием загадок с комментированием.

5. Диктант по памяти:

а) записать по памяти слова на тему «Профессия человека»;

б) записать по памяти слова, начинающиеся на букву «П»;

в) записать по памяти слова с безударной гласной -е- в корне слова.

Любят ребята игру «Слоговой аукцион». Вспомните как можно больше слов со слогом -ко- в начале слова, со слогом -ло- в середине. Запишите их по памяти.

6. Творческий диктант.

Заменить развернутое определение одним словом. Например: музей, помещение для выставок (галерея);

- искусство писать четким, красивым почерком (каллиграфия);

- выбранный на определенный срок глава государства (президент);

- зимующая птица с красной грудкой (снегирь).

Любят ребята выполнять упражнения лексического характера. Для меня важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

Вот некоторые примеры упражнений :

1. Рассмотрите картинки и расскажите о людях этих профессий. Составьте и напишите несколько предложений о какой-нибудь профессии человека.

2. К каждому из словарных слов подберите однокоренные слова, объясните их значение:

огород, огородное, огородник;

овощи, овощной, овощерезка.

3. Объясните, когда у человека возникают следующие чувства и ощущения:

аппетит, аромат, доверие, печаль.

4. Игра «Исключи лишнее слово» :

- малина, малиновый, малыш, малинник;

- забывать, забава, забавный;

- ветер, ветерок, ветряная (погода, вертеться.

5. Выпишите в предложения подходящие по смыслу слова из «словаря» :

1. Морковь, …., …. - это овощи, а пшеница, …., …. – это …. (растение).

2. Восемь, двадцать, …., …. – это числительные, а вместе, издалека, …., …. – это … (наречия).

3. Соловей…., …. – это птицы, а обезьяна…., …., - это …. (животные).

Большой интерес у учащихся вызывает работа, связанная с подбором к словам синонимов и антонимов. Например:

1. Найдите в тексте слова-синонимы к слову «ураган», выпишите эти слова.

2. Подобрать к каждому из слов синонимы :

Печаль – грусть, гореть – сверкать, торжественный – праздничный.

3. Подобрать к каждому слову антоним :

Потухнуть – гореть, пассивный – активный, портрет – карикатура.

4. Игра «третий лишний» :

Секретер, тайна, доверие;

Справа, слева, сверху;

Красивый, прекрасный, вежливый.

После выполнения такого задания предлагаю детям выполнить грамматико-орфографические задания (подчеркнуть безударную гласную, поставить знак ударения, определить часть речи, род, и т. д.) или задание по развитию речи (дополнить по памяти каждую группу слов, составить словосочетание или предложение с любым из слов; составить свои логические цепочки слов).

Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умение связать его с другими словами, правильно употреблять. Для этого применяю школьный этимологический анализ трудных словарных слов, чтобы дети легче усваивали их написание. Мы применяем с учащимися частичный, упрощённый анализ слов. Причем краткую характеристику слов дают и сами ребята, познакомившись с этимологическим словарем в библиотеке. Например, знакомишься со словами иностранного происхождения: инженер, библиотека и др. Ветеран – французского происхождения, но от латинского ветус – старый. Агроном – истоки в греческом языке: агрос – поле, земля, а полюс – закон. Значит агроном – знающий законы земледелия. Это слово пришло к нам из французского языка.

Много работаю над развитием у ребят культуры речи. Для этого провожу упражнения по выработке навыка правильного произношения и ударения в словах.

Например:

1. Подготовьтесь правильно читать слова, вслух:

маляр – маляры, маляров, малярный;

комбайнер – комбайнеры, комбайнеров;

каталог – каталога, квартал – квартала;

Составить предложения с одним из слов. Проговорить его в слух.

2. На доске записаны предложения с пропущенными словами. Дети читают их, записывают, вставляя подходящие слова. Обращают внимание на постановку ударения в этих словах.

Для того, чтобы разнообразить урок, внести в него элемент игры, сделать его более интересным и привлекательным во время словарной работы, провожу различные игры.

1. Кто быстрее и правильнее?

К данным словам подберите подходящее по смыслу слово из «словаря». Напишите составлены ли словосочетания.

Активный, вежливый ….,

интересная…., серебряные….

Намотать на (что…., написать красками (что) …., выращивать (что…

2. «Угадайте слова».

Ученые заметили, что многие слова мы можем узнать, даже если записаны одни только согласные этих слов. Догадайтесь что это за слова : ттнк, пртрт, глр, пйзж, ррнмнт, крктр. Записать их в тетрадь, проверить по словарику в учебнике.

3. «Превращение слов».

Измените одну букву в словах. Запишите и запомните их написание.

Салат – (салют, машина – (малина, поток – (потом, вместо – (вместе, кадушка – (катушка, печать – (печаль, жевать – (желать, вечер – (ветер).

4. «Цепочка слов».

Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее.

Овес - ….(сеялка, агроном, молоток, квартал, локомотив, восемь, маляр, Россия).

5. «Слог потерялся».

У этих слов одно начало и как назло оно пропало. Если вы его найдете, то сразу все слова прочтете :

- талог, - тушка, - рикатура, - рандаш,

- карейка, - пусто, - стрюля.

6. «Спрятанные слова» .

Разгадайте кроссворд, вписав по памяти в клетки слова из словарика.

7. Игра «Третий - лишний».

Найдите лишнее слово, объясните свой выбор:

агроном, бульдозер, маляр;

забава, печаль, секрет;

издалека, вежливый, активный;

солдат, каталог, салют.

8. «Фантазёры».

Детям предлагаю три слова, которые нужно включить в предложение. Победит тот, кто удачнее соединит слова.

Например: лисица, сверкать, свобода. Лисица сверкнула глазами в темноте и выбежала из клетки на свободу.

Обед, трамвай, библиотека.

Командир, солдат, отечество.

Кошки, серебряный, комната.

Я считаю, что все виды работ позволяют учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогащать словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Публикации по теме:

«Зимние забавы». Занятие в III классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Цель: -развивать временные представления, -закреплять знания о временах года и их характерных признаках; -закреплять знание табличных случаев.

Игра по обучению грамоте «Домики»Игра по обучению грамоте «Домики» Игра "Домики" Цель: Повторение и закрепление пройденного материала: слоговой состав слов, ударение, значение слов и др. Материал: 1. Три.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды лексико-грамматических упражнений при систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями на уроках
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 15:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды лексико-грамматических упражнений при систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми написаниями на уроках» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мысниченко (УИ 296921) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД