МААМ-картинки

Виртуальная экскурсия как современная форма работы в развитии и формировании духовно нравственных ценностей дошкольника

Светлана Барышева
Виртуальная экскурсия как современная форма работы в развитии и формировании духовно нравственных ценностей дошкольника

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Ромашка»

Тутаевский муниципальный район

Методическая разработка на тему

«Виртуальная экскурсия как современная форма работы в развитии и формировании духовно нравственных ценностей дошкольника»

Подготовили воспитатели

высшей квалификационной категории

Барышева Светлана Юрьевна

Мишина Марина Викторовна

Тутаев 2020 г.

«Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть педагогом».

Публикация «Виртуальная экскурсия как современная форма работы в развитии и формировании духовно нравственных ценностей дошкольника» размещена в разделах

Конфуций

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере духовно-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Знакомство с родным краем питает детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный мир ребёнка, поэтому очень важно приобщить детей в этом возрасте к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живём.

Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.

Одна из более эффективных форм организации, направленная на развитие духовно – нравственных ценностей дошкольников - виртуальная экскурсия.

Виртуальные экскурсии важны в нашей жизни. Виртуальная экскурсии стала основой образовательного процесса в ДОУ в нашем современном мире : во-первых, экскурсия помогает узнать много нового; во-вторых, развивает все познавательные процессы: воображение, мышление и внимание; в-третьих, позволяет ощущать себя более свободно и комфортно в окружающей среде.

Поэтому, цель нашей работы : повышение знаний в создании виртуальной экскурсии, как современной формы работы в развитии и формировании духовно - нравственных ценностей у дошкольника.

Для достижения поставленной цели, должны быть решены следующие задачи:

1. дать определение понятию «виртуальная экскурсия»;

2. рассмотреть перспективы для развития современной музейной педагогики, связанные с освоением виртуального музейного пространства;

3. проанализировать виды виртуальных экскурсий;

4. раскрыть потенциал виртуальных экскурсий образовательных организаций;

5. описать работу над созданием виртуального экскурсий с учетом технических требований, предъявляемых к модели виртуального музея;

6. исследовать роль виртуальных экскурсий в формировании и развитии духовно-нравственных ценностей воспитанников;

7. развивать личностные качества детей средствами виртуальной экскурсии.

Планируемые результаты.

Формирование эмоционально - окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться;

Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к предметам старины).

Использование виртуальной экскурсии в образовательном процессе позволит развить не только личность дошкольников, но и подготовить к дальнейшему обучению в школе.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Одина из вариантов деятельности, которая используется педагогами в нашем ДОУ, как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии.

На базе нашего дошкольного учреждения функционирует музей «Горенка», поэтому с помощью виртуального экскурсии мы не только закрепляем знания, но и расширяем их. Дети, сами могут выбрать тему экскурсии или же захотеть узнать больше о каком либо экспонате из нашего музея.

Поэтому виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада, мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами.

Так же преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Виртуальные экскурсии позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.

Этапы подготовки виртуальной экскурсии

Методика использования «виртуальной экскурсии» состоит из двух главных частей – методики подготовки виртуальной экскурсии и методики её проведения. Подготовка к экскурсии включает разработку новой темы и подготовку ответственного за проведение этого мероприятия. В проведении «виртуальной экскурсии» можно выделить общую и частную методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и повествования, применяемых в любой виртуальной экскурсии. Частные же объединяют приемы проведения «виртуальных экскурсий» в зависимости от их классификации.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии мы выявили определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии – это :

o выбрать тему экскурсии;

o обозначить возрастную группу экскурсантов;

o определить цель экскурсии («Я создам экскурсию для того, чтобы…»);

o определить задачи экскурсии («Для достижения цели я организую, я создам, я предусмотрю… и т. д.»);

o отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала;

o изучение источников;

o определить содержание экскурсии («Моя экскурсия расскажет о…»);

o сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта;

o составить маршрут экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок).

o предварительно определить, какие возможности Power Point будут использованы (гиперссылки, анимация, триггеры, звук и др.).

o подготовка текста экскурсии;

o выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии».

o показ экскурсии.

Выбор темы экскурсии

Выбор темы диктуется, предпочтениями педагогов, календарным планом или конкретной ситуацией. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Тема любой экскурсии выбирается по интересам и направлениям: исторические, экологические, и др.

Определение цели и задач экскурсии

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели, задач. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем.

У каждого человека есть желание путешествовать. Для чего мы путешествуем? Узнать, увидеть, открыть для себя новое, неизведанное. Например: познакомиться с достопримечательностями родного города.

Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников экскурсионного материала.

Затем мы выбираем литературу и активно проводим предварительную работу, подключаем в работу и родителей. В результате создается видеотека из фотографий и видеозаписей.

Для создания экскурсии из возникшего перечня источников, создатель экскурсии, как скульптор, отсекает всё лишнее. При многократном просмотре материала, исследователь, постоянно держа в голове ТЕМУ, ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ, оставляет самые необходимые, важные и интересные источники. Изучение материалов по теме, прежде всего иллюстративных, позволяет сделать работу наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций произведений изобразительного искусства и так далее.

Изучение источников.

При изучении собранных источников у создателя постепенно формируется текстовая и визуальная основа экскурсии.

Учитывая, что некоторые познавательные экскурсии включают посещение музеев, как экскурсионный объект, следует предусмотреть знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Можно, выбрать конкретный музей в любимом городе, выйти на сайт этого музея и по его материалам, создать собственную виртуальную экскурсию : «Музей, как экскурсионный объект».

Сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, сканируем фотографии или рисунки.

Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда, который будет состоять из нескольких основных объектов (остановок).

Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов и цели экскурсии. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Виртуальный обход маршрута. Этот шаг предполагает просмотр собранного материала и логическое его расположение по маршруту,

Определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии.

Подготовка текста экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Вступление помогает установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Основная часть – собственно экскурсия – строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом.

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного, и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему.

Выбор методических приемов проведения «виртуальной экскурсии».

Исходя из этого, определяется выбор методических приемов проведения экскурсии : показ презентации с речевым сопровождением, показ презентации с короткими комментариями и музыкальным сопровождением.

Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода". Однако важно учесть, что создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому, опираясь на свой опыт, мы рекомендуем подготавливать материал в текстовой форме.

Показ экскурсии.

Заключительный этап - проведение (показ) виртуальной экскурсии.

Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.

В процессе подготовки «виртуальной экскурсии» при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям) :

o Познавательная ценность.

o Известность (популярность) объекта.

o Необычность (экзотичность) объекта.

o Выразительность.

o Сохранность объекта.

o Месторасположение.

Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем, увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Для выполнения проекта отводится определенное время. Успешная реализация проекта зависит от следующих условий применения:

o существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

o значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

o применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

o структурирование этапов выполнения проекта;

o самостоятельность педагогов в ситуации выбора.

Создание виртуальной экскурсии по желанию педагогов может осуществляться в индивидуальной деятельности, парной, групповой или коллективной, главное, чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала, создавала ситуацию успеха для всех участвовавших в создании творческого продукта. Есть педагоги, которые любят работать от начала и до конца самостоятельно, они легко используют в своей деятельности современные компьютерные технологии, имея изначально качественную компьютерную подготовку. Другие педагоги (особенно, молодые специалисты) чувствуют неуверенность на начальном этапе вхождения в подобную деятельность и им более комфортно, когда есть кто-то рядом, более разбирающийся в решении поставленной задачи, поэтому они любят работать в группе. Для высокой продуктивности работы это не является камнем преткновения. Важно, чтобы все без исключения педагоги имели возможность поучаствовать в создании виртуальных экскурсионных проектов. Внутри групп участники проекта достаточно легко делят между собой обязанности. Каждый несет ответственность за свой участок работы и одновременно за всю работу в целом.

Этот опыт работы можно использовать и в дальнейшем как самим (введение нового материала, закрепление старого, контроль знаний, на родительских собраниях, так и другими воспитателями ДОУ. Создавая виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, расширяют навыки поиска необходимой информации, используя все возможные пути - традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов. Все это ведет к расширению художественно-эстетического пространства. Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсии для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению компетентности педагогов ДОУ. Привлечение родителей к данной деятельности позволит заинтересовать их и активно включить их в воспитательно-образовательный процесс.

Таким образом, использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.

Признавая, что ИКТ - технологии – это новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В заключении.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

Кроме того, использование проектного метода в освоении предметов культурологического цикла способствует социализации педагогов, позволяет использовать в практической деятельности знания, умения, навыки, полученные при подготовке виртуальных экскурсий, воспитанию интереса к истории родного края и культуры, развитию эстетического вкуса, значительному расширению художественно-эстетического пространства педагогов в целом.

Не могу не остановиться еще на одном очень важном моменте, подтверждающем полезность использования такой формы работы как виртуальная экскурсия. Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют свои знания, расширяют навыки поиска необходимой информации с помощью интернет - сайтов.

Таким образом, любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нём такого качества, как креативность.

Теперь у нас есть возможность, создавать экскурсию шаг за шагом, приближаясь к заветной цели!

С

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций»Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения. Консультация для педагогов Одной из задач, стоящих перед современном дошкольном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Перед педагогами.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виртуальная экскурсия как современная форма работы в развитии и формировании духовно нравственных ценностей дошкольника
Опубликовано: 22 января 2021 в 09:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД