Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников

Анна Сюваткина
Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляет достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к самой природе. Такое отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, а так же в самой деятельности.

В формировании экологических знаний, я использую фольклор, так как этот процесс является увлекательным, занимательным и познавательным.

В настоящее время дошкольнаяпедагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - экологического материала;

- недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;

- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.

Методика экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость приобщать детей к формировании экологических знаний через фольклор.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет достаточного опыта, нет умения определить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает».

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников.Особенность его в том что он объединяет в себе: стихи, песни, игровые приемы, танец.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой.

И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.

Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной

Таким образом, мы можем увидеть, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но и разнообразны по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы, то есть то что ребёнок выполняет ежедневно. Во время занятий, прогулок и наблюдений за окружающей средой, с детьми разучивали заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии применяли в повседневной жизни.

Темы фольклорныхзанятий построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм.

В данной работе используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев, потешки, заклички, небылицы.

Особое место в музыкально – театрализованных представлениях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением.

В целях взаимодействия детского сада с семьей родители так же были привлечены к разучиванию с детьми заклическ, песен, припевок и т. д.

Публикации по теме:

«Огород на окошке». Воспитание экологической культуры у дошкольников«Огород на окошке». Воспитание экологической культуры у дошкольников Этой весной в нашем детском саду по традиции проводится конкурс Огород на окне". Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании.

Воспитание экологической культуры дошкольников. Игра «Кто лишний?» Цель: - способствовать развитию у детей интереса к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе; Задачи: - расширять.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе экологической культуры Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью.

Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры» Уважаемые наши родители! Мне хочется начать наше с вами общение. Пусть в этом сотрудничестве, отношении к детям и между нами, преобладает.

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников» Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матушке, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков,.

Воспитание экологической культуры. Музыкальное занятие «Путешествие в лес» (старшая группа) Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка.

Проект «Воспитание экологической культуры у дошкольников» Актуальность проблемы: Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из.

Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» Балакирева Т. М. «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».

Влияние музыки на формирование у дошкольников экологической культуры. Музыка, Природа и мы! Влияние музыки на формирование у дошкольников экологической культуры. Музыка, Природа и мы! Экологическое воспитание детей через музыку.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Праздники
Автор публикации:
Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников
Опубликовано: 8 октября 2019 в 21:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...

18 мая. День мини-музеев на МААМ

Ежегодно 18 мая музейные работники во всём мире отмечают свой профессиональный праздник – Международный день музеев. Мы тоже часто используем в работе с детьми средства музейной педагогики и обмениваемся...


Горячие темочки