МААМ-картинки

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника

дарья козлова
Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника

Практическая часть

Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы:

Принцип активности и посильной самостоятельности.

Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка.

Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.

Публикация «Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника» размещена в разделах

Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить ( хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п., но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.

В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.

В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает ребенку включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).

Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приёмами в течение занятия. И в этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов). Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, т. к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И тем не менее ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик ушёл, затем пришёл и лакает молоко, спит, т. е. проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: "Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился…" и. т. п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций его голос звучит то тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т. д. Это приёмы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога.

Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, чёткие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности - может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения, с использованием наглядных средств. Использовать можно плоскостные и объёмные театры.

Какими же приёмами можно пользоваться, осуществляя принцип наглядности?

Один из главных - приём инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один приём - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - "масляна головушка", желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки "Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?" (петушок как бы встрепенулся) и "подать голос" (петушок кукарекает, поёт). Этот приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при прочтении потешки "Вот и люди спят" вначале действенно разыгрывается первая строчка (воспитатель предлагает выполнить игровое действие имитационного характера, дети кладут под щёчку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза –«спят»). От понимания первой строки зависит понимание последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.

Приё м усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или её местоположения, исчезновением или внезапным появлением в несколько изменённом виде. Например, чтобы привлечь внимание малыша к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается - петушок кружится.

Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом, в этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке.

Отработав какую-то содержательную часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. От чего зависит этот переход? От степени усвоения. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель повторяет её ещё раз, прибегая к выше перечисленным приёмам.

Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т. е. циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.

В момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. Что же должен предпринять воспитатель в этой ситуации? Несколько отыграть назад: спрятать куклу ("ляля ушла", увести петушка ("петушок спрятался). Если это ширма, то в ней предусматривается одна пустая сторона, которая и поворачивается к малышам, скрывая на некоторое время красочное изображение.

Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей второго года жизни. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в "рабочую" ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов.

Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. При этом рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные приёмы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности.

Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определённое время.

Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свёртывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, соблюдаемый в методике, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь воспитатель выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читает всё произведение в целом, от начала до конца.

По принципу цикличности воспитатель повторяет2-3 раза чтение произведения в целом. Каждое повторное чтение должно проходить также увлекательно, как и всё занятие. При повторном прочтении меняется и характер исполнения. Например, воспитатель читает текст речитативом, а в следующий момент как бы пропевает весь текст, побуждая малышей действовать вместе.

Правильно подобранные методы, способствуют лучшему усвоению материала:

- Словесный метод – объяснение при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.

- Наглядно – действенный метод – в раннем возрасте, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно – чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки и т. д. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю, даю возможность рассмотреть его.

- Практический метод – чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности (пальчиковые игры).

- Игровой метод- игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.

Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что бы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу приобщение детей к народному творчеству и фольклору. В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда, изготовлены игры и пособия для расширения представлений о фольклоре и русском народном творчестве. Проведение различных – занятий, показ театров, разучивание новых потешек, способствует речевому развитию младшего дошкольника, формируют у детей представление о фольклоре, ребенок развивается всесторонне. Для индивидуальных занятий с детьми использую «Пальчиковые игры в фольклоре», «Сказочные загадки». Малышам нравятся такие игры с куклами из деревянных ложек, куклы «пеленашки». Дети с удовольствием играют с макетом «Деревенский хуторок». У детей формируется интерес к быту тех времен.

Система работы по формированию знаний о фольклоре и русском народном творчестве.

Свою деятельность организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями. Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

- игры с предметами,

- театрализованные игры,

- пальчиковые игры с элементами фольклора.

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

- «Театрализованные игры»- способствуют развитию творческих способностей, развитию и обогащению словаря детей, эмоциональный настрой детей, воспитание положительных нравственных качеств личности ребенка.

«Игры с предметами»- игры с вязанными куклами, и куклами «пеленашками», дают возможность развивать в детях творческие способности, развивать мышление, речь, помогает понять разницу между поколениями.

-«Пальчиковые игры»- на основе фольклора помогают развивать мелкую моторику рук, речь, помогают расширять представления о жанрах фольклора «потешка», воспитывает интерес к русскому народному творчеству, фольклору.

2.1. Описание методов работы.

Свою работу по влиянию фольклора и русского народного творчества на всестороннее развитие детей я начала с 1 младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, и фольклор стал неотъемлемым помощником в нахождении, установлении контакта с детьми. Всестороннее развитие детей раннего возраста, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования у детей раннего возраста системы общения со взрослыми, доверительного отношения к взрослым, а также формирование навыков самообслуживания, которые можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно - следственные связи. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, кричалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички.

На начальном этапе своей работы по ознакомлению детей с фольклором, мною было выявлено, что дети практически не имеют никаких знаний и представлений о фольклоре. Они не знакомы с потешками, прибаутками, но у них имеется интерес к их прослушиванию. Поэтому, мной был разработан план работы с детьми по данной проблеме. (Приложение №1)

В связи с этим, я стала применять фольклор в систематической работе с детьми раннего дошкольного возраста. У детей стал проявляться интерес к русскому народному творчеству, потешкам, пальчиковым играм с элементами фольклора.

Учитывая важность проблемы по формированию интереса к фольклору и русскому народному творчеству, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями. Я стала задумываться над изготовлением пособий, которые могли бы привлечь внимание детей и расширить их представления о фольклоре. Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в младшем возрасте. Поэтому я пришла к выводу, что дидактические материал должен быть интересным и доступным для детей. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями родительское собрание на тему: «Фольклор в жизни детей», ознакомила с содержанием и значением фольклора для всестороннего развития малыша. Вместе с родителями обсудили, какое оборудование могли бы изготовить, из чего.

Свою работу я осуществляла в трех направлениях:

1. Разработала для детей предметно - пространственную среду с использованием малых форм фольклора.

2. Познакомила детей с бытом наших предков. Выставка «Уголок старины», изготовление макета «Деревенский хуторок».

3. Формировала представления детей о фольклоре и быте тех времен за счет пополнения развивающей среды новым игровым материалом, куклы из ложек, вязаный театр, куклы «пеленашки».

Родители заинтересовались моей идеей сделать оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Стали переносить опыт по влиянию фольклора на всесторонне развитие ребенка в повседневную жизнь детей в домашних условиях. Помогали различным материалом, охотно участвовали в организации выставки «Уголок старины».Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние фольклора на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста»

В родительском уголке размещены рекомендации по всестороннему развитию детей по средствам фольклора, организованна книжная выставка, для родителей подготовлена картотека пальчиковых игр с элементами фольклора, перечень используемой литературы с детьми по данному направлению.

Например:

- Выставка «Уголок старины»- организовав выставку, я хотела показать, как важно освящать жизнь и быт наших предков, прививать детям интерес к прошлому, воспитывать уважение к труду и быту тех времен.

- Макет «Деревенский хуторок»- совместно с родителями изготовили и разместили в групповой комнате макет деревни прошлых лет. Цель: Передать детям атмосферу жизни и быта предков.

Кроме того я использовала «Пальчиковые игры в фольклоре», которые способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию речи, обогащению словаря, формируют представления и интерес к фольклору, жанру «потешка». Их можно использовать в повседневной жизни малыша. А так же это интересная игра, которая помогает установить контакт с ребенком, развеселить его, и сделать его мир еще более интересным и насыщенным.

Дидактическая игра «Узнай сказку по картинке»

Цель: продолжать знакомить детей со сказками, расширять представление детей о сказках. Развивать речь детей, упражнять в умении понимать характер героев сказки, понимать их поведение, хорошие и плохие поступки, воспитывать любовь к сказкам.

Ход игры: На столе стоит «Волшебный сундучок», дети достают из него по одной картинке и называют, что изображено на картинке, и как называется сказка.

Дидактическое пособие «Покажи героя сказки»

Цель: развивать творческие способности, речь детей. Учить не боятся показывать себя и свои способности. Продолжать учить имитировать героев знакомых сказок при помощи масок, воспитывать интерес к драматизации.

Ход игры: У воспитателя в руках есть «Чудесный мешочек», в нем находятся маски, каждый из детей по очереди вытягивает из него маску, и показывает жестами и мимикой героя той или иной сказки.

Также мною были разработаны «Картотека потешек», картотека пальчиковых игр, подобранна соответствующая литература для детей раннего возраста.

В конце учебного года прослеживалась положительная динамика, у детей проявлялся интерес к фольклору, в систематической работе с детьми использовались потешки и прибаутки.

Свою работу во 2 младшей группе по данной теме я продолжила с изготовления более сложного и интересного оборудования, с привлечением родителей и детей.

Изготовление с родителями «Куклы из деревянных ложек», изготовление с детьми кукол «пеленашек», подбор конспектов занятий для работы с детьми по данной теме, подборка литературы для чтения детям, выставка «Книжный уголок» - все это способствует дальнейшему всестороннему развитию детей по средствам фольклора и русского народного творчества.

Выставка - Книжный уголок «По страницам любимых потешек»

Изготовление кукол из деревянных ложек

Игровое - занятие «Кукла - пеленашка»- изготовление совместно с детьми кукол из ткани.

Цель: Продолжать расширять знания детей о русском быте и культуре наших предков, познакомить детей с куклой «пеленашкой», вызвать интерес, желание сделать такую куклу своими руками.

Ход: Предлагаю детям послушать небольшой рассказ появления куклы «пеленашки», а также изготовить ее своими руками.

Драматизация по сказке «Курочка ряба» (с использованием вязаных кукол)

Цель: Вспомнить с детьми знакомую сказку. Продолжать развивать творческие способности, умение показывать героев сказки. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Наблюдение за детьми показало, что я на правильном пути. Данная тематика очень интересна и увлекательна для детей младшего дошкольного возраста. В дальнейшем буду продолжать свою работу в этом направлении, совместно с родителями создавать предметно-развивающею среду, пополнять дидактические пособия по данной теме, создавая при этом интересный и увлекательный мир к познанию фольклора. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольника Описание опыта работы по проблеме «ВЛИЯНИЕ художественной литературы на развитие речевой и театрализованной деятельности дошкольников с.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский Современное общество.

«Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника». Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника». Консультация для родителей. [/b] Автор: Киреева С. В., воспитатель МБДОУ.

Влияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возрастаВлияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возраста «Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Заместитель заведующего МДОУ ЦРР детский сад №42.

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника. Памятка для воспитателей и родителей по развитию грамотной речи Оглавление: 1. Особенности развития речи у дошкольников….с. 3 2. Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника….с. 5.

Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей» Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка» Подготовительная группа Цель: Расширение знаний.

Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра. Игра.

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества.

Влияние спорта на всестороннее развитие личности В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, который гармонически содержал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника
Опубликовано: 22 августа 2016 в 14:38
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем дарья козлова (УИ 314692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД