Папки-передвижки

Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Наталья Болотских
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).

Публикация «Влияние природы на нравственное развитие дошкольника» размещена в разделах

К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.

Часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Необходимым условием правильно организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников.

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй— знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа», «Как человек заботится о природе», «Природа и творчество человека» и др.

Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья.

Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания. Вместе с тем многие не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само собой», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались» — таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления дошкольников с при-родой проявляется и в том, что родители «идут за ребенком», его интересами, не продумывают заранее вопросы.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционально положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.).

В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить

и т. д.).

В работе с родителями по данной проблеме педагог должен решить следующие задачи:

1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе.

2. Установить преемственность в работе с семьей.

3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой.

Формы влияния на семью для решения указанных задач могут быть коллективными и индивидуальными. Но независимо от выбора той или иной формы необходимо учитывать индивидуальные особенности семьи, ее отношение к обсуждаемой проблеме, а для этого воспитатель должен иметь представление о каждой семье. Получить такое представление ему поможет посещение семьи.

Посещение семьи

Цель: выяснить, как используется ознакомление с природой, в нравственном воспитании дошкольника.

Примерные вопросы

1. Имеются ли в вашем доме животные, растения? Принимает ли ваш ребенок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?

2. Трудится ли ваш ребенок в огороде, в саду? Как он это делает: охотно, с радостью или равнодушен к труду в природе?

3. Есть ли в доме детские книги о природе? Какие это книги? (Ознакомиться.) Любит ли ваш ребенок смотреть передачи о природе по телевизору?

4. Используются ли в семье занятия ручным трудом?

5. Знает ли ваш ребенок что-нибудь об охране природы? Узнает ли он растения, которые подлежат защите (например, ландыш, купавница, калужница, колокольчик или др., в лесу, парке?

Публикации по теме:

«Нравственное воспитание дошкольника». Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольника состоит в закреплении, углублении и расширении всего, того что они приобрели за весь предшествующий.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина,.

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культурыДуховно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Консультация для родителей «Современные мультфильмы и их влияние на нравственное здоровье ребенка» Современные мультфильмы и нравственное здоровье ребенка Уважаемые родители! Задумывались ли Вы над тем, как влияют мультфильмы на психику.

План самообразования «Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие дошкольника» Цель: - всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его особенностей,индивидуальных возможностей, способностей - повышение своего.

Влияние персонажа русской народной сказки на эмоциональную отзывчивость дошкольника Цели:Развитие у детей отзывчивости и положительных эмоций. Стремление оказать помощь другим. Учить детей сопереживать горю другого, оказывать.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,.

Влияние телевидения на духовно-нравственное развитие подростков Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления.

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…» Р. Тагор На современном этапе развития нашего государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 16:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД