Лучший педагог года

«Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста». Сообщение из опыта работы

Галина Максименко
«Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста». Сообщение из опыта работы

От игры в раннем возрасте зависит очень многое, в том числе и развитие речи ребенка. В наш детский сад приходят детки в возрасте 1,5- 2 года. Основная часть детей не умеют говорить У детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Наблюдения показывают, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьёзная работа.

Публикация «„Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста“, Сообщение из опыта работы» размещена в разделах

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.

Для решения этой проблемы стоят определенные цели:

- способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;

- развивать творческие способности, фантазию;

- стимулировать развитие речи;

- расслаблять мышцы рук и всего тела;

- улучшить произношение звуков;

- создать эмоционально положительный настрой.

-донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

На раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. Речь ребенка напрямую зависит от того, как мы часто и долго разговариваем с малышом, от правильного произношения звуков и слов, от грамматически правильной речи. В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводных и подвижных игр, песенок. Использование народного фольклора в повседневной жизни( «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Кастрюля- хитра», «У собачки боли» и т. д.) способствуют развитию не только КГН, но и развитию речи малыша. Необходимо преподнести это как игру. Во время проведения той или иной игры, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно помнить – ребенок личность неповторимая, и то, что нравится одному- неприемлемо для другого. То что интересно одному малышу и вызывает у него бурю положительных эмоций, у другого может вызвать негатив.

Любую игру можно разбить на этапность:

1. Сначала взрослый проговаривает текст, сопровождая его действием.

2. Ребенок пытается воспроизвести движения взрослого.

3. Ребенок пытается повторить сам текст.

Все задания выполняются в медленном темпе, что бы ребенок смог запомнить. Обязательно надо следить за правильностью выполнения детьми движений. Необходимо помнить главное это,что бы эта игра- деятельность приносила ребенку положительные эмоции, в противном случае он откажется выполнять те или иные указания. Игры и упражнения, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям раньше заговорить. Так же важную роль в развитии речи детей играют и пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики -это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь. Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей такие упражнения.

Очень хорошо вводить эти игры в физ. минутки в образовательной деятельности или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребёнка.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Форма работы может быть разнообразная: это и занятия, как со всей группой, так и с подгруппой, и индивидуально с каждым ребенком. Можно привести ряд игр, способствующих развитию мелкой моторики.

Массаж пальчиков: катание массажных мячиков, орехов, шишек, карандашей, круглых щеток между ладошками, пуговичный массаж.

Игры – шнуровки.

Воздушно- пузырчатая пленка.

Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.)

Крупы: рисование- «Я рисую горы, лес дремучий, а потом солнышко

Нарисую выше тучи

Дом. В котором мы живем!»

Ниткотерапия: замывание и разматывания клубочков (паучок, бабочка, выкладывание из ниток разных фигурок.

Развивающие игры :с вкладыванием, с конструктором, мозаикой, пазлы.

Игры с платочком : «Лез медведь в свою берлогу, все бока свои помял,

(медленно засовываем платочек одним пальцем в кулачок)

Эй, скорее. На подмогу, мишка, кажется. Застрял!

(с силой вытянуть платочек)»

Можно предложить разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, рожки и т. д.

Игры с палочками : выкладывание из палочек различных фигурок.

Занятия продуктивной деятельностью: рисование ладошками, пальчиками.

Лепка.

Игры с водой, песком.

Что же происходит, когда ребенок занимается тем или иным видом деятельности?

-Выполнение упражнений с ритмическими движениями пальчиками приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, но в конечном итоге стимулирует развитие речи.

- Игры с пальчиками создают эмоциональное благоприятное общение, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка (попытки повторить некоторые слова, звуки, фразы).

- Малыши учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

- Если ребёнок будет сопровождать упражнения короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.

- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать положение рук и последовательность движения.

- Развивается сенсорное восприятие мира.

- Развивается воображение и фантазия.

- Мышцы кистей рук и пальцев приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем очень поможет в овладении навыками письма.

Конечно, очень важно все сопровождать движениями- действиями. Так ребенку легче запомнить текст. И еще важно, задания с использованием мелких предметов необходимо выполнять под наблюдением воспитателей.

Также немаловажную роль в развитии речи малышей играют игры- театрализации. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Используя в игровой деятельности сказочного сюжета или персонажа, мы концентрируем его внимание и, не заметно для ребенка, подталкиваем его к активной разговорной речи.

К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу, а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас. Дыхательный и артикулярный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.

Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.

- когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)

-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)

-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.

-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются», упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика», упражнения с опорой на картинный материал.

Развивают речь ребенка можно и нужно через подвижную игру.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

И как результат нашей работы : в нашем детском саду у основной части детей уже к концу первого году пребывания – речь заметно развита, детки могут отвечать на такие сложные вопросы воспитателя как: Где? Почему? Что делает? Зачем? Наши малыши знают много стишков, песенок.

Публикации по теме:

Пуфик для развития мелкой моторики рукПуфик для развития мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук играют важную роль для общего развития ребенка. Я работаю в СПДП"Ялкын" г. Бугульма с детьми от 3х лет. Согласно.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста». Сообщение из опыта работы
Опубликовано: 1 июня 2014 в 17:07
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД