Жанна Радаева
Влияние логики на деятельность воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ЛОГИКИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
Радаева Ж. Е. Детский сад № 44, Усолье–Сибирское
При подготовке специалистов в сфере дошкольного образования, образовательные учреждения руководствуются существующими государственными стандартами в этой сфере. Объем знаний и компетенций, которые должен освоить будущий воспитатель и руководствоваться в своей деятельности заранее определен. Несмотря на это, в образовательном процессе в настоящее время логике как науке и учебной дисциплине мало где уделяется внимание. Преподавание логики как дисциплины исчезло в 1955 году из общеобразовательной школьной программы [1] и сейчас воспринимается как нечто архаичное, ненужное и интуитивно понятное.
Публикация «Влияние логики на деятельность воспитателя» размещена в разделах
Слово «логика» употребляется нами довольно часто, как правило, так мы говорим о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду его определенность, последовательность и правильность [2]. Однако опасность и негативные последствия такого понимания заключается в том, что воспитатель занимает должность, в рамках которой дает детям начальный базис, понятийный аппарат, неглубоко понимая существующие законы логики и вопросы, которые она призвана разрешить.
Естественно, говоря о логике, не имеется в виду всё ее видовое многообразие, речь идет только о формальной логике.
До начала своей педагогической деятельности, запомнился случай, как воспитатель, проводя занятие, объяснял детям тему «дикие и домашние животные». Опуская форму детского занятия (стихи, сюрпризные моменты и т. д., понятия были раскрыты так: «Домашние — потому что живут в доме с человеком»; «Дикие — они живут в лесу, сами себе добывают пищу». Проблема возникла, когда детям было предложено разложить изображения животных на две соответствующие группы. Цепная собака внезапно стала диким животным, потому что не живет в доме, а тигр был отнесен к третьей группе неизвестных животных, поскольку не проживал ни дома, ни в лесу.
Не смотря на внешнюю красоту занятия, педагогом было логически неверно раскрыто понятие диких и домашних животных. Если бы он изучал логику, то знал бы, что понятие — это отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаков. Правил, предъявляемых к определению понятий — четыре.
Во–первых, определение должно быть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Несоблюдение правила ведет к одной из логических ошибок : слишком широкое определение либо слишком узкое определение [3].
Во–вторых, определение не должно заключать в себе «круга». Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется «тавтология», когда определяющее понятие лишь повторяет определяемое [3].
В-третьих, определение должно быть четким, ясным. Нарушение этого правила ведет к двусмысленности определений [3].
В-четвертых, определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не объясняя, чем он является [3].
Таким образом, прежде чем объяснять детям понятие диких и домашних животных, воспитателю следовало для себя дать определение этих понятий. Проверить их через правила логики. Очевидно, что предложенные понятия диких и домашних животных слишком узкие, существенных признаков недостаточно, чтобы отграничить многообразие животных друг от друга. При этом, не владение указанными логическими операциями не позволило воспитателю быстро сориентироваться и самостоятельно правильно раскрыть эти понятия.
Изложенное является только одним примером, где даже неглубокое владение предметом логики было бы полезно и важно для педагога как субъекта образовательного процесса.
Список цитируемой литературы:
1.https://fraza.ua/analytics/132772-zapretnaja_nauka_chemu_na_samom_dele_uchili _v_sovetskoj _shkole.
2. Александр Ивин. Логика. Учебное пособие, 2-е изд. — М. : Юрайт, 2012. — 400 с.
3. Демидов И. В. Логика. — М. : Юриспруденция, 2000. — 162 с.