МААМ-картинки

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Елена Литовченко
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете ваши дети.

Публикация «Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» размещена в разделах

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Слушая народные мелодии и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребёнок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека на выявление важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Формирование музыкально мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребёнка. Восприятие музыкальной формы предполагает таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включают характеристику эмоционального содержания произведения. В результате словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Какая музыка доступна детям?

Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и др. композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (маршевую, танцевальную) они реагтруют непроизвольными движениями, хорошо воспринимают народную музыку, в которой выражены те же эмоции.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес: П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонический произведений, написанных для детей («Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и Волк» и т. д.).

Помимо «детской» музыки очень важно слушать фрагменты классических произведений разного времени – старинную музыку Вивальди, Г. Генделя, И. С. Баха, произведения В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича и другиз зарубежных и отечественных композиторо-классиков.

Очень важно чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях: слушание знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям, звучание музыки фоном во время тихих игр, рисования, бесед-концертов.

Что можно сделать после прослушивания произведения:

-музыкально-ритмические движения под музыку

-дирижирование, подпевание

-игра на детских музыкальных инструментах

-рисование

-сочинение сказок

(прослушать и сделать несколько пунктов).

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музыка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновывали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современных исследованиях. Так, например, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова считают, что именно эмоции составляют "корень эстетики" музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости - первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка мож но увлечь и заинтересовать музыкой.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения.

Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

Прикреплённые файлы:

igry_pd15q.pptx | 1050,82 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Использование в практике современных здоровьесберегающих технологий» Использование в практике современных здоровьесберегающих технологии. Слайды1-4:В нашем детском саду созданы условия здоровьесберегающего.

Повышение двигательного статуса дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников
Опубликовано: 2 января 2015 в 19:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД