МААМ-картинки

«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников» (6 фото)

Виктория Титова
«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»

Впервые я обратилась к технологии ТРИЗ в 1997 году. В то время всё же с ней только начинали знакомиться. Литературы было очень мало. Сейчас необходимые методические источники доступны как в книжных магазинах, так и в интернет - магазинах.

Так как я работаю с детьми среднего дошкольного возраста, то у меня в арсенале появились следующие пособия:

Публикация «„Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников“» размещена в разделах

- С. Гин «ТРИЗ педагогика для малышей»- это методическое пособие для работы именно с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, здесь собраны конспекты занятий;

-И. Гуткович, Т. Сидорчук «Учимся системно думать вместе с детьми» (Технология ТРИЗ)- это пособие в помощь для работы с системным оператором или «экранкой», для формирования системного мышления в форме тренингов и упражнений;

- Т. Сидорчук, С. Лелюх «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок»- это пособие для освоения детьми обобщённых способов составления логической последовательности событий и их описаний;

-Т. Сидорчук, С. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»- это пособие для освоения детьми обобщённых способов составления рассказов по сюжетной картине;

-Т. Сидорчук «Игра «Да-нет». Методика формирования у дошкольников классификационных навыков»-это пособие направлено на развитие мыслительных операций, логического мышления, творческих способностей детей;

-Т. Сидорчук, С. Лелюх «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия»-это пособие для проведения тренингов и упражнений посредством «Кругов Луллия».

Почему же всё-таки я выбрала ТРИЗ-технологию.

Каким же образом ТРИЗ влияет на формирование личности?

Это эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывает значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом.

Личность (по Выготскому)- понятие социальное. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития в социальной среде.

Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и человеческих отношений.

Роль взрослого- научить познавать системы отношений, и от выбора способов зависит развитие личности в целом.

В дошкольном возрасте у ребенка мировоззрение ещё не сформировано. На этом этапе ТРИЗ помогает в развитии аналитического и сравнительного мышления, учит искать возможные решения и выбирать наиболее оптимальные. Это - своеобразный мыслительный тренинг. ТРИЗ формирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда. ТРИЗ учит не теряется перед трудностями, а на основе анализа ошибок уверенно двигаться дальше. Именно эти качества так ценятся в современном обществе.

Также, ТРИЗ – технология, что очень немаловажно, развивает нравственные качества: умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения для другого.

Достоинства использования элементов ТРИЗ:

ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости;

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

• ТРИЗ можно применять в различных режимных моментах и в различных формах организации деятельности детей (и в непосредственно-организованной и в совместной)

• каждый ребёнок проявляет себя в решении противоречий по-своему, индивидуально;

• ТРИЗ - это интерактивная технология (происходит взаимообмен мнениями, совместное решение проблемы);

• с помощью ТРИЗ проявляется самостоятельное мышление (дети находят нестандартные пути решения проблем, задач); поисковая деятельность;

• ТРИЗ- это система коллективных игр;

Самое интересное, это то, что многие из нас используют ТРИЗовские приёмы, не зная, что это ТРИЗ.

Например:

1. Упражнения на ориентировку и перемещение в пространстве (сделай 5 шагов вперед, 3 шага влево.);

2. «Да и нет не говорить, черное и белое не надевать»- тренинг из ТРИЗ.

3. Словесная игра «Я загадаю, а ты- отгадай» (с помощью наводящих вопросов).

4. Игры на классификацию «Раз, два, три-ко мне беги», «Чьи ноги и хвосты».

5. Составление загадок.

6. «Отгадай сказку по описанию».

7. «Чудесный мешочек» и др.

8. Нестандартные приёмы в изодеятельности: кляксография, ниткография, рисование смятой бумагой, рисование пальцами, составление коллажей.

9. Составление рассказов по серии картинок.

Работа по технологии ТРИЗ, как и всякая другая, для достижения своих целей, должна осуществляться постепенно.

Этапы работы.

I этап.

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

-Что общее между солнцем и лампочкой?

-Что общее между ёлкой и ежом? и др.

II этап.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например,

- придумать новое платье, чтобы оно не пачкалось, не мялось и росло вместе с девочкой;

III этап.

Цель третьего этапа – работа со сказками, решение сказочных проблем.

Например, «Вы попали к Бабе-яге. Что делать?"

IV этап.

Цель четвертого этапа - применение полученных знаний, использование нестандартных решений проблем и выхода из любой сложной ситуации.

Для работы по ТРИЗ со своими детьми я изготовила

- картотеку игр,

«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»

- кольца Луллия,

Фото №1 Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников Впервые я обратилась к технологии

- карточки к различным тренингам с кругами Луллия,

-серии картинок для составления рассказов,

-игра «Чудесные вещи»,

Фото №2 Занятия и игры с использованием ТРИЗ технологий ТРИЗ в году Фото №3 В то время всё же с ней только начинали знакомиться

гра «Волшебные картинки» на развитие воображения (детям предъявляются карточки с различными комбинациями геометрических фигур, линий. Задаётся вопрос «На что похоже?».

-«Хорошо-плохо»,

Фото №4 Литературы было очень мало

-системный оператор у меня в разработке, пока я использую только трёхэкранник, поэтому можно обходиться картинками,

Фото №5 Сейчас необходимые методические источники доступны как в книжных магазинах так и в интернет магазинах

-игра «Теремок».

Дети её очень любят. Детям раздаются изображения предметов. Дети инсценируют сказку «Теремок».

Правило: Новый житель заходит только тогда, когда называет сходство с уже поселившимся героем. Эта игра используется на первом этапе обучения.

Также, находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и явлений можно с помощью игры «Хорошо-плохо».

Я для этого использую черный и белый домики. Например, рассмотрим явление «Дождь». Сначала называем его хорошие свойства- заселяем его в белый домик, а затем- плохие, заселяем его в чёрный домик.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

-Игра второго этапа (для обучения фантазировать и изобретать) «Чудесные вещи». Провести игру.

Также, детям очень нравятся приёмы РТВ. Вот пример игры типа «метода фокальных объектов» (когда функции одного объекта присваиваются другому объекту).- «Чудесные вещи».

Понадобится набор карточек на определённые функции: звук, движение, запах, материал. Объединяем два объекта: заяц и кролик- заялик и наделяем его новыми функциями.

С этими же карточками можно провести игру

«Я еду в ….» (в зоопарк, детский сад, в осенний лес, в зимний лес, в город и тд.).

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в зоопарк и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д. –можно использовать по тематике недель.

«Повторяка».

Дети выбирают себе карточки или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

• Я – лягушка. Я умею прыгать.

• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.

Лжезагадки.

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

• Что едят крокодилы на северном полюсе?

• Что является второй подушкой для щеки?

• Кто громче замычит: петух или корова?

• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

• От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

• Как лучше сорвать арбуз с дерева?

• Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

• Когда собака бывает в конуре без головы?

• Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Внедрять ТРИЗ-технологию в работе можно несколькими способами:

1. Использовать выборочно простые игры ТРИЗ-технологии в работе с детьми в разное время и в разных видах образовательной деятельности.

2. Знакомить детей с ТРИЗ- технологией посредством кружковой работы- в форме интересных занятий 2 раза в неделю.

3. Использовать ТРИЗ- технологию как основу для развития и образования во всем её многообразии. (использование всех методов, приёмов РТВ.)

Я пока для себя выбрала второй способ, а дальше посмотрю по результатам.

Публикации по теме:

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»
Опубликовано: 20 апреля 2020 в 19:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Титова (УИ 1088462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД