МААМ-картинки

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика»

Татьяна Тюрина
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика»

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников

посредством технологии «Логопедическая ритмика»

(описание опыта работы)

Пояснительная записка.

Введение

Конец XX – начало XXI века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Сегодня многие педагоги всё чаще отмечают некоторые проблемы в развитии детей. Так, например, у многих детей от четырёх до восьми лет недостаточно развито внимание, память, речь, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.

Публикация «Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии „логопедическая ритмика“» размещена в разделах

Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребёнка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить название основных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, определить, где у него левая, а где правая рука).

Дефекты произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у ребёнка фонематических процессов.

По данным мировой статистики растет и число речевых расстройств. Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, и, следовательно, перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности и плаксивости.

Данные нарушения часто влекут за собой отставание в развитии. Но нужно помнить, что детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят радость и счастье быть самими собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой, именно в ней дети реализуют свои желания и творческие потребности. А дети, имеющие нарушения (отставание) в развитии, опасаясь насмешек, начинают стесняться, избегать общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, они не охотно участвуют в общих играх, что ведёт к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя помочь таким детям, не доводя до более серьёзных нарушений в развитии.

Корекционно - развивающая работа логопеда направлена на всестороннее развитие ребёнка, коррекцию звуковой стороны и грамматического строя речи, фонематического недоразвития, с помощью специальных логопедических приёмов и методов, что поможет ребенку социализироваться в обществе.

Обоснование актуальности представленного опыта.

Работая учителем- логопедом логопедического пункта массового детского сада, регулярно провожу диагностическое обследование речи всех воспитанников. Анализируя данные мониторингов за последние годы, обратила внимание, что количество детей, имеющих те или иные нарушения речи, неуклонно возрастает. Так, в 2017 году при обследовании дошкольников 5-7 лет были выявлены проблемы в развитии речи у 60% детей; в 2018 году - у 65%. Увеличилось число детей, имеющих системные речевые нарушения, выражающиеся в фонетико-фонематическом недоразвитии, несформированности грамматического строя, бедности словарного запаса, а также испытывающих трудности в общении. Для большинства детей этой группы характерно несовершенство слухо- зрительно-двигательной координации. Дисфункция межанализаторных связей проявляется в патофизиологическом механизме речевых процессов: недоразвитии фонематического восприятия, речевой и общей моторики, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Анализируя речевую ситуацию в нашем детском саду, я пришла к выводу, что количество детей с речевыми нарушениями имеет тенденцию к росту. Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий и утверждает, что только 10% детей не нуждаются в логопедической помощи.

Соотношение детей с речевыми нарушениями к общему количеству детей, находящихся в нашем детском саду представлено на рисунке № 1 (приложение 1)

Соотношение детей с речевыми нарушениями к общему количеству детей, принятых на коррекционные занятия в логопедический пункт МДОУ представлено на рисунке № 2 (приложение 2)

Данные психолого-педагогического обследования выпускников ДОУ 2017-2018 года показали, что 55% детей имели средний уровень готовности к школьному обучению, а 45% -низкий. Помимо диагностирования речи детей мною проведен анализ зрительно-двигательной координации и неречевых психических функций; использованы методики Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломаха, Л С. Цветковой. Результаты позволили сделать заключение, что у всех детей, имеющих нарушения речи, наблюдаются те или иные проблемы развития двигательных функций, причем в большинстве случаев тяжесть речевого нарушения находится в прямой зависимости от уровня сформированности сложных двигательных навыков.

Изучив данные исследований Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, работы Т. А. Власовой, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, проанализировав результаты собственных наблюдений, пришла к выводу, что необходим поиск новых эффективных методов и приемов работы с детьми, использование современных эффективных педагогических технологий с целью большего охвата детей, которым необходима коррекционная помощь с целью комплексного развития и воздействия на все функции речи воспитанников.

Технология «Логопедическая ритмика» - наиболее эффективное средство развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Длительность работы над опытом.

Впервые об этой технологии я впервые узнала еще студенткой. Эта технология поразила меня своим обширным охватом практически всех сфер, отвечающих за развитие речи.

С этого момента начался поиск информации : изучены теоретические основы технологии «Логопедическая ритмика», знакомство с опытом педагогов, успешно работающих по данной технологии.

Пришло понимание того, что использование предложенной технологии даст положительные результаты, если будет введена в систему занятий по коррекции и пропедевтике к будущим коррекционным занятиям.

Ведущая педагогическая идея данной технологии - преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Теоретическая база опыта.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.

С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.

В основу нашей деятельности легло положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Н. А. Бернштейн); положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О. А. Новиковской, Г. А. Волковой, М. Ю. Картушиной, Н. В. Микляевой, В. Т. Таран, А. Е. Вороновой и др.

Технология опыта.

Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика- это движение, музыка и речь.

Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Технология «Логопедичская ритмика» направлена на решение следующих задач:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

• развитие коммуникативных качеств.

Технология основана на принципах:

- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.

- Принцип последовательности.

- Принцип повторений умений и навыков.

- Принцип активного обучения.

- Принцип результативности.

Направления коррекционной работы с детьми.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей -логопатов и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Работа в данном направлении включает в себя три этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

На подготовительном этапе мы обычно используем упражнения на развитие:

• общих речевых навыков, дыхания, голоса;

• упражнения на формирование чувства темпа и ритма;

• артикуляционные и мимические упражнения;

• игры на развитие всех видов внимания и памяти;

• упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия;

• подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями.

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков в основной части логоритмических занятий мы проводим следующие упражнения:

• упражнения на выработку длительного направленного выдоха;

• упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;

• упражнения на координацию движений с речью;

• упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха.

На этапе формирования коммуникативных умений и навыков идёт работа по автоматизации звука в предложениях и введение его в свободную речь. Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов, песен, разыгрывание по ролям.

В ходе логоритмических занятий могут быть использованы следующие средства:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

ритмические упражнения;

пение;

импровизация на детских музыкальных инструментах;

игровая деятельность;

развитие творческой инициативы;

заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

В структуру занятия не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Содержание опыта.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т. е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

В практическую работу по использованию логоритмики включились воспитатели подготовительных групп нашего сада. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ.

При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.

Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях по логоритмике мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.

Считаю, что самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность.

Занятия по логопедической ритмике мы проводим в виде групповых занятий-развлечений два раза в месяц. Их продолжительность составляет 30 – 35 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Групповая форма работы помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности. Частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Психолого-педагогические условия для успешной реализации технологии.

При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности.

А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия : создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество.

В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно творческой группой педагогов, в которую входят - учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель. У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.

Позитивные изменения, произошедшие в результате проводимой работы.

Нами было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь.

Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи детей!

Адресность опыта.

Данный опыт работы может быть реализован в любом образовательном учреждении, организующем образовательный процесс на основе компетентностного подхода. Технология «Логопедическая ритмика» может быть использована педагогами ДОО любой квалификационной категории, включая специалистов (музыкальные работники, инструкторы по ФК, а также учителями начальных классов. Опыт полезен для организации обучения детей на любой ступени обучения. Применение данной технология позволяет использовать логоритмический материал (песни, скороговорки, чистоговорки, стихотворный материал для пальчиковых игр и игр на развитие общей моторики, комплексы общеразвивающих упражнений) в режимных моментах, физкультурных и музыкальных занятиях, во время прогулок и утренних гимнастик.

Результативность реализации опыта

• Создание методических разработок для старших и подготовительных групп (речевой материал «В помощь воспитателю», конспектов занятий-развлечений, речевой материал «В помощь родителям»)

• создание картотеки по разным направлениям работы с детьми («Дыхательная гимнастика», «Артикулляционная гимнастика», «Пальчиковые и жестовые игры», «Двигательные упражнения для развития общей моторики»)

Распространение опыта.

• участие в районном семинаре-практикуме по реализации образовательных областей в различных видах детской деятельности как основе образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО (выступление)

• открытый просмотр для воспитателей ДОО «Комплексно-игровой метод как основа логоритмических занятий при решении коррекционных задач по устранению нарушений речи» (уровень района)

• педагогический совет «Современные образовательные технологии» (сообщение)

• Практикум для родителей «Логоритмика для детей – залог красивой речи» в рамках работы «Школы правильной речи»

Дальнейшее распространение опыта.

В дальнейшем я планирую разработать методические рекомендации с наличием речевого и практического материала для педагогов средних и младших групп (3-5 лет) с целью профилактики речевых нарушений и общего гармоничного развития ребенка.

Литература и источники.

Список литературы

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г. В. Волковой. – СПб. ,2005.

2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М. : ТЦ Сфера, 2006

3. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно- практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М. : Издательство «Гном и Д», 2001;

4. Выготский Л. С. .Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М 1993

5. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М. 2004.

6. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М. : ТЦ Сфера, 2007

7. Кныш В. А., Комар И. И., Лобан Е. Б., Дудик Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников. М., Гном и Д, 2008.

8. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников : Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М. : ВАКО, 2005.

9. Крупенчук. О. И., Ладушки: Пальчиковые игры для малышей; - СПб, 2005

10. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство Гном и Д», 2005.

11. Лопухина. И. С., Логопедия : Речь, Ритм, Движение; - СПб, 2006 .

12. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

13. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. -2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004г.

14. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. - СПб: КАРО,2005.

15. Тимофеева. Е. Ю., Чернова. Е. И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006. Хватцев М. Е. Логопедия. Учебное пособие для ВУЗов. В 2-х книгах. Книга 2 Год: 2010.

16. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/ М. Н. Щетинин. - М. : Айрис-пресс, 2007.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством технологии «Лэпбук» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает: — развитие интересов.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности старших дошкольников Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:.

Консультация «Формирование двигательной активности старших дошкольников посредством игр соревновательного характера» Консультация «Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр соревновательного характера» Старший.

Консультация «Использование синквейн — технологии в развитии речи старших дошкольников» Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного.

План самообразования «Формирование математических представлений у дошкольников посредством игровой деятельности» Актуальность: Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Проект «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц по теме «Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №21 ПРОЕКТ Развитие связной речи у старших дошкольников посредством.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологииРазвитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством игровой технологии квест» Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности Дошкольный возраст - начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 15:09
+284Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД