МААМ-картинки

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии (1 фото)

Валентина Кошкина
Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью и ролью данного направления в формировании личности. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу: организовать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с детьми полноценно прожить все его этапы (подготовку, проведение, обсуждение итогов). При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В совместной деятельности с педагогом воспитанник должен делать шаг вперед в своем развитии. Нормативный документ указывает также, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Именно она позволяет достичь цели образовательной деятельности.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии» размещена в разделах

Как же найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ – технологиям в дошкольной дидактике. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Мы изготовили универсальные пособия «Я познаю мир», «Алгоритм составления рассказа по пейзажу», «Алгоритм составления рассказа по портрету», в основу которых положен опыт работы с детьми дошкольного возраста по использованию элементов ТРИЗ - технологии.

Для организации развивающего процесса с использованием предложенных многофункциональных пособий, мы сделали их подробное описание. Остановимся на описании каждого из них:

Универсальное пособие «Я познаю мир» включает в себя: 16 кармашков имен признаков: 6 кармашков - с моделями анализаторов; 6 кармашков - волшебников фантазирования; 2 кармашка - вопрос-ответ; 2 кармашка - причины и следствия.

Пособие мы используем в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игровой деятельности.

Пособие «Алгоритм составления рассказа по пейзажу» представляет собой круг со стрелкой и секторами с обозначениями: место; объекты на картине; части суток, время года; возможные ощущения человека с помощью различных органов чувств; цветовая гамма; мысли и чувства; название.

Пособие «Алгоритм составления рассказа по портрету» представляет собой круг со стрелкой и секторами с обозначениями: пол, возраст; место; одежда; анализаторы; предметы окружения, объекты на картине; цветовая гамма и настроение; автор и название.

К данным пособиям разработано методическое сопровождение, которое состоит из:

-Фотографий пособия.

-Основных целей, которые реализует деятельность с этим пособием.

-Вариантов использования (для подгрупповой и индивидуальной работы).

Методическое сопровождение пособий.

Дидактическое пособие «Я познаю мир».

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии

Цель:

Пособие направлено на развитие у детей дошкольного возраста воображения и речи, обогащение словарного запаса; формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, устанавливать причинно-следственные связи.

Варианты использования:

1.«Отгадай объект»

Цель: развивать умение классифицировать объекты при помощи признаков, исключать объекты с неподходящими признаками.

Оборудование: модели признаков, предметные картинки.

Ход игры: ведущий загадывает объект, игроки поочередно определяют признак объекта. Например: ведущий загадал объект - мяч, игроки спрашивают: Какой он по рельефу - шероховатый? Ведущий отвечает: нет, тем самым отсекая объекты с этим признаком. Игроки спрашивают: он по рельефу гладкий? Ведущий отвечает: да, тем самым сужая поиск среди объектов с гладкой поверхностью. Затем игроки задают вопрос по следующему признаку. Игра продолжается пока не будет отгадан объект.

2. «Назови признак»

Цель: Способствовать формированию умения детей описывать объект по именам признаков. Развивать речь и мышление. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Оборудование: Модели признаков, предмет или предметная картинка.

Ход игры: У ребенка в руках объект или предметная картинка объекта, у остальных детей - карточки с признаками. Ребенок подходит поочередно к детям, в руках у которых карточки с признаками, и задает вопрос. Например: какой у меня объект по рельефу? Дети ему отвечают.

Усложненный вариант: ребенок сам не видит объект, но должен отгадать его по описанию. В этом случае дети заранее знакомятся с набором объектов.

3. «Чудесный мешочек»

Цель: способствовать формированию умения задавать вопрос по признаку объекта, воспитывать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, речь, интерес к совместным играм, умение слушать собеседника.

Оборудование: Мешочек с овощами и фруктами, модели признаков.

Ход игры: У водящего в руках мешочек, перед остальными игроками карточки с признаками обратной стороной вверх. Игроки берут карточки и, согласно схеме на ней, обращаются к объекту, который ведущий достал из мешочка. Например: Малина, ты по цвету малиновая? Или шуточно: Малина, ты по цвету черная?

4. «Я волшебник»

Цель: Развивать речь, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к совместным играм. Умение работать со схемой признака.

Оборудование: Карточки с волшебниками фантазирования.

Ход игры: Дети берут карточку с одним из волшебников и производят фантастическое преобразование с объектом. Например, Волшебник Времени превратил стол в дерево.

5. «Вопрос-ответ»

Цель: Способствовать формированию умения задавать вопрос по признаку объекта, Развивать речь, мышление, память. Умение применять свои знания. Умение работать в парах.

Оборудование: Карточки вопросов и моделей признаков.

Ход игры: Игра в парах. Первый игрок задает вопрос по признаку объекта, а второй игрок отвечает. Вопросы задаются на выбранную тему или по теме недели. А затем игроки меняются местами.

6. «Причина-следствие»

Цель: Научить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь и мышление. Умение использовать полученные знания. Умение работать в парах.

Ход игры: Игра в парах. Тему дети могут определить сами или с подсказки взрослого.

Например: Причина: яркое теплое солнце. Следствие: зеленная трава.

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Информация «Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Информация «Познавательно- речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Автор: Плющенко Валентина Ивановна старший воспитатель.

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии» Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа,.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры На начальном этапе жизни у каждого ребенка мелкая моторика отражает способность.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством игровой технологии квест» Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Одна из основных задач, решаемых педагогами дошкольных образовательных учреждений, – развитие речевых навыков. Проблема всегда была актуальна.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 19:50
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кошкина (УИ 1416082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД