Лучший педагог года

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии (1 фото)

Валентина Кошкина
Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии

Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью и ролью данного направления в формировании личности. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу: организовать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с детьми полноценно прожить все его этапы (подготовку, проведение, обсуждение итогов). При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В совместной деятельности с педагогом воспитанник должен делать шаг вперед в своем развитии. Нормативный документ указывает также, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Именно она позволяет достичь цели образовательной деятельности.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии» размещена в разделах

Как же найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ – технологиям в дошкольной дидактике. Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Мы изготовили универсальные пособия «Я познаю мир», «Алгоритм составления рассказа по пейзажу», «Алгоритм составления рассказа по портрету», в основу которых положен опыт работы с детьми дошкольного возраста по использованию элементов ТРИЗ - технологии.

Для организации развивающего процесса с использованием предложенных многофункциональных пособий, мы сделали их подробное описание. Остановимся на описании каждого из них:

Универсальное пособие «Я познаю мир» включает в себя: 16 кармашков имен признаков: 6 кармашков - с моделями анализаторов; 6 кармашков - волшебников фантазирования; 2 кармашка - вопрос-ответ; 2 кармашка - причины и следствия.

Пособие мы используем в совместной деятельности с детьми и самостоятельной игровой деятельности.

Пособие «Алгоритм составления рассказа по пейзажу» представляет собой круг со стрелкой и секторами с обозначениями: место; объекты на картине; части суток, время года; возможные ощущения человека с помощью различных органов чувств; цветовая гамма; мысли и чувства; название.

Пособие «Алгоритм составления рассказа по портрету» представляет собой круг со стрелкой и секторами с обозначениями: пол, возраст; место; одежда; анализаторы; предметы окружения, объекты на картине; цветовая гамма и настроение; автор и название.

К данным пособиям разработано методическое сопровождение, которое состоит из:

-Фотографий пособия.

-Основных целей, которые реализует деятельность с этим пособием.

-Вариантов использования (для подгрупповой и индивидуальной работы).

Методическое сопровождение пособий.

Дидактическое пособие «Я познаю мир».

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии

Цель:

Пособие направлено на развитие у детей дошкольного возраста воображения и речи, обогащение словарного запаса; формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, устанавливать причинно-следственные связи.

Варианты использования:

1.«Отгадай объект»

Цель: развивать умение классифицировать объекты при помощи признаков, исключать объекты с неподходящими признаками.

Оборудование: модели признаков, предметные картинки.

Ход игры: ведущий загадывает объект, игроки поочередно определяют признак объекта. Например: ведущий загадал объект - мяч, игроки спрашивают: Какой он по рельефу - шероховатый? Ведущий отвечает: нет, тем самым отсекая объекты с этим признаком. Игроки спрашивают: он по рельефу гладкий? Ведущий отвечает: да, тем самым сужая поиск среди объектов с гладкой поверхностью. Затем игроки задают вопрос по следующему признаку. Игра продолжается пока не будет отгадан объект.

2. «Назови признак»

Цель: Способствовать формированию умения детей описывать объект по именам признаков. Развивать речь и мышление. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать собеседника.

Оборудование: Модели признаков, предмет или предметная картинка.

Ход игры: У ребенка в руках объект или предметная картинка объекта, у остальных детей - карточки с признаками. Ребенок подходит поочередно к детям, в руках у которых карточки с признаками, и задает вопрос. Например: какой у меня объект по рельефу? Дети ему отвечают.

Усложненный вариант: ребенок сам не видит объект, но должен отгадать его по описанию. В этом случае дети заранее знакомятся с набором объектов.

3. «Чудесный мешочек»

Цель: способствовать формированию умения задавать вопрос по признаку объекта, воспитывать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, речь, интерес к совместным играм, умение слушать собеседника.

Оборудование: Мешочек с овощами и фруктами, модели признаков.

Ход игры: У водящего в руках мешочек, перед остальными игроками карточки с признаками обратной стороной вверх. Игроки берут карточки и, согласно схеме на ней, обращаются к объекту, который ведущий достал из мешочка. Например: Малина, ты по цвету малиновая? Или шуточно: Малина, ты по цвету черная?

4. «Я волшебник»

Цель: Развивать речь, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к совместным играм. Умение работать со схемой признака.

Оборудование: Карточки с волшебниками фантазирования.

Ход игры: Дети берут карточку с одним из волшебников и производят фантастическое преобразование с объектом. Например, Волшебник Времени превратил стол в дерево.

5. «Вопрос-ответ»

Цель: Способствовать формированию умения задавать вопрос по признаку объекта, Развивать речь, мышление, память. Умение применять свои знания. Умение работать в парах.

Оборудование: Карточки вопросов и моделей признаков.

Ход игры: Игра в парах. Первый игрок задает вопрос по признаку объекта, а второй игрок отвечает. Вопросы задаются на выбранную тему или по теме недели. А затем игроки меняются местами.

6. «Причина-следствие»

Цель: Научить детей устанавливать причинно-следственные связи. Развивать речь и мышление. Умение использовать полученные знания. Умение работать в парах.

Ход игры: Игра в парах. Тему дети могут определить сами или с подсказки взрослого.

Например: Причина: яркое теплое солнце. Следствие: зеленная трава.

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Информация «Познавательно-речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Информация «Познавательно- речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ» Автор: Плющенко Валентина Ивановна старший воспитатель.

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии» Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа,.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры На начальном этапе жизни у каждого ребенка мелкая моторика отражает способность.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством игровой технологии квест» Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Одна из основных задач, решаемых педагогами дошкольных образовательных учреждений, – развитие речевых навыков. Проблема всегда была актуальна.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 19:50
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД