Получи документы

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта

Наталья Яроцкая
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта

Раздел II.

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии, Описание опыта» размещена в разделах

• расширение знаний детей об окружающем, формирование у них исследовательских умений: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;

развитие у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др. ;

• воспитание уверенности в собственных силах;

активизация управляемого, продуктивного воображения;

развитие дивергентного и системного мышления;

• совершенствование речевого творчества;

• формирование качеств творческой личности на понятийной основе;

• воспитание культуры общения, гуманных чувств, эстетических представлений.

Реализация опыта началась с констатирующей диагностики по выявлению уровня сформированности познавательной активности у детей дошкольного возраста. Она осуществлялась по методике О. В. Чиндиловой «Диагностика познавательного развития старших дошкольников» (Приложение №1).

По результатам исследования 17 % детей имеют высокий уровень познавательной активности, средний – 31%, а 52 % - низкий уровень.

Проведение диагностики позволило выявить некоторые особенности познавательного развития старших дошкольников. Результаты диагностики показали, что дети находились примерно на одном уровне развития познавательной активности. Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей контрольной группы до проведения следующего этапа работы. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости его развития.

В процессе основного этапа работы (май 2016 - май 2018) проводилась непосредственная работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию.

На основе изученной литературы автор опыта разработала комбинацию методов и приёмов технологий ТРИЗ обеспечивающих развивающий эффект и творческий характер познавательной активности старших дошкольников.

Для решения педагогических задач, поставленных в опыте, я использовала такие формы организации детской деятельности как игровая, конструктивно-модельная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская и др. и систему творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ :

Метод «Мозговой штурм» (МШ) : предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:

- как уберечь продукты от мышей;

- как не намокнуть под дождем;

- как мышам достать сыр из-под носа кота;

- как выгнать лису из зайкиной избушки;

- как потушить пожар, если в доме нет воды;

- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

- как оставить кусочек лета в зиму.

Правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

2) Метод «Эмпатия» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Ребёнок представляет себя в качестве какого-нибудь предмета или явления проблемной ситуации. Этот метод всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3) Метод проб и ошибок

На вопрос воспитателя «А что было бы если бы? Дети слушают определённую задачу, поочерёдно выдвигают её решение, предлагают разные идеи, оценивают их, находят положительные и отрицательные моменты решения, если не нравятся, отбрасывают, выдвигают новые варианты.

4) Метод противоречий

Восприятие одного и того же предмета (действия, явления) в качестве противоположных оценок (хорошо-плохо, опасно-неопасно). Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию качеств творческой личности, чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы.

5) Кольца Луллия

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия – это многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности и состоит из трё х вращающихся круговых зон:

малый круг – карточки с изображением объектов (сказочный герой, человек, животное, предмет)

средний круг - атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо)

большой круг – действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает). Дети выбирают карточки и называют признаки изображённых предметов (интересная, большая книга со сказками или красивая скоростная машина с автоматическим управлением). Воспитатель предлагает детям обменяться свойствами.

6) Системный оператор

Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

7)ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

8) Фантазирование в работе со сказками

Персонаж или предмет сказочного сюжета приобретают новые, несвойственные качества (железный котёнок, стеклянный человек).

«Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются противоположные свойства (Волк из «Красной Шапочки стал маленьким и добрым, Золушка – непослушной девочкой, а мачеха – доброй.

«Задом-наперёд» - попробовать рассказать сказку не сначала, а с конца.

«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе (где взрослые и дети меняются обязанностями, поступками, мыслями).

Активно использовала методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Используя технологии ТРИЗ в своем опыте, я не заменяю или подменяю основную программу, а максимально увеличиваю ее эффективность в процессе развития познавательной активности детей, как одного из компонентов личностного роста ребенка.

Учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Занятия по технологии ТРИЗ планировались в любое время: в процессе ООД, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.

При разработке занятий, прогулок, игр и т. д. с использованием технологии ТРИЗ были использованы работы следующих авторов: Гин А. А. «3адачки-сказки от кота Потряскина», Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду», Козлов А. С. «Занятия по ТРИЗ с детьми в семье», Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. «Картинка без запинки», Тамберг Ю. Г.

«Как научить ребенка думать» и др., так как в данной литературе подробно описаны методические рекомендации организации различной деятельности с дошкольниками с использованием ТРИЗ-технологий; наглядных, словесных и практических приемов, что актуально в работе со старшими дошкольниками.

Развивающая среда также выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка. Поэтому на данном этапе работы для достижения эффективных результатов в группе были созданы благоприятные условия, которые дают свободу для познавательной активности детей. Для развития познавательной активности были организованы комфортабельная обстановка, рацио-нально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Для успешного использования ТРИЗ-технологий была создана соответствующая развивающая среда, которую предусматривает данная технология, а именно: центры, куда вошли группа образно-символического оборудования, представленная специальными наглядными пособиями; пособиями, расширяющими круг представлений ребенка, способствующими поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений, а также дидактические развивающие игры и пособия, картинки, различный изобразительный и бросовый материал. Все пособия дети имеют возможность использовать в самостоятельной познавательной деятельности.

Все материалы и игрушки располагались так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создавались условия для общения со сверстниками.

В группе были созданы различные центры активности для поддерживания познавательных интересов детей (Приложение 8).

Дальнейшая работа планировалась с учетом данных проведенной диагностики (Приложение № 1, выстраивалась так, чтобы постоянно поддерживать познавательную активность детей при помощи ТРИЗ-технологий.

Для того, чтобы проводимая работа была более результативной, ее условно разделили на несколько этапов. Работа по системе ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась постепенно. Для решения тризовских задач я выделила следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

Основным средством моей работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому в опыте ТРИЗ – технологии применяются и на занятиях и в свободной деятельности для развития познавательной активности детей.

Для достижения положительных результатов в развитии познавательной активности ребёнка средствами ТРИЗ-технологий невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в работе с родителями их познакомили с методом ТРИЗ через беседы, консультации. Темы: буклет для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома», «Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов», памятка для родителей «Признаки познавательной активности» (Приложение 9,10,11). Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями.

Раздел III.

Результативность опыта

Критериями результативности опыта являются :

• уровень развития внимания и памяти;

• уровень фонематического слуха и готовности к звукобуквенному анализу;

• уровень развития мышления;

• уровень развития воображения и пространственных представлений;

• уровень развития связной речи и логики.

Обследование проводилось по тем же направлениям, что и на констатирующем эксперименте. В ходе обследования были получены данные, подтверждающие улучшение по развитию познавательной активности. Результаты были оценены в баллах по методике, предложенной О. В. Чиндиловой, и представлены в таблице диаграмме.

Таким образом, результаты проделанной работы в рамках формирующего этапа, который длился с сентября 2015 года по март 2018 года, позволяют сделать вывод об эффективности использования в работе методов ТРИЗ технологии.

Исходная констатирующая диагностика проводилась на I начальном этапе май 2015. Текущая и итоговая диагностика результативности опыта проводилась в начале и конце учебного года, с целью выявления уровня развития познавательной активности старших дошкольников.

Познавательная активность 2015-2016

Средняя группа 2016-2017

Старшая группа

Начало уч. года 2017-2018

Подготовительная группа

нач. уч. года 2018

Подготовительная группа

итог

Уровни выс ср низ выс ср низ выс ср низ выс ср низ

Уровень развития внимания и памяти 15 33 47 16 53 41 45 42 16 53 42 10

Уровень развития фонематического слуха и готовности к звукобуквенному анализу 13 13 52 19 44 17 33 27 16 39 41 10

Уровень развития мышления 16 20 15 15 67 16 47 35 13 52 30 10

Уровень развития воображения и пространственных представлений 9 18 51 18 30 9 27 23 8 29 23 5

Уровень развития связной речи и логики 9 20 15 25 30 9 28 27 8 29 21 5

Итого 15,5 26 58,5 23 56 21 45 38,5 16,5 51 39 10

Диаграмма Показатели развития познавательной активности

В работе над опытом автор тесно взаимодействовал с семьями воспитанников. Проводились анкетирования родителей анализ, которых свидетельствует о том, что родители заметили положительные изменения по развитию познавательной активности у своих детей с применением ТРИЗ технологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что использованные приемы эффективны. У детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, увеличилась точность суждений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому есть необходимость в дальнейшем использовании данного метода в педагогической работе с детьми.

Библиографический список

1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

2. Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.» - Минск: Беларусь, 1994.

3. Альтшуллер Г. С. Программа «ТРИЗ». – М, 1997.

4. Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б. Б. Финкелынтейн. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

5. Богат В. Ф. ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002.№2.

6. Богат В. Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду. 2008. №6. 2009. №№1, 2.1.

7. Венгер Л. А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М. : «ГНОМ – ПРЕСС», 1999.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991.

9. Гин А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина: для детей младшего школьного возраста. -М. : Вита-Пресс, 2002.

10. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений : 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 1997.

11. Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание, 1993. -№4. -С. 23-26.

12. Мурашковская И. Н., Мурашковский Ю. С. 1991. "Педагогика+ТРИЗ" N3, 1997, Гомель.

13. Мурашковская И. Н., Мурашковский Ю. С. Текст приведен по рукописи, 1993 г.

14. Нестеренко А. "Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике" Журнал «Технологии творчества» №3. - с. 15-24, 2003.

15. Сидорчук Т. А. «Программа формирования творческих способностей дошкольников». – Обнинск, 1998.

16. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.

17. Страунинг А. М. «Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста».- Обнинск, 2001.

18. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. -Ростов-на-Дону. :Феникс, 2007.

19. Предшкольное образование (образование детей старшего школьного возраста). Сборник программно – методических материалов / авторский коллектив Е. В. Бунеева. Р. Н. Бунеев, Л. М. Денякина, А. А. Вахрешев, О. В. Чиндилова и др. - М. : Баласс, 2012.

Приложения

Приложение №1 Диагностика уровня познавательного развития старших дошкольников.

Приложение №2 Конспект ООД в старшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Наши четвероногие друзья».

Приложение №3 Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Интересное рядом» (с использованием ТРИЗ).

Приложение №4 Конспект ООД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Наш друг –домовенок».

Приложение №5 Дидактическая игра по ПДД. Использование ТРИЗ технологий (системный оператор).

Приложение №6 Игра «Почему так произошло?» для детей 5-6 лет.

Приложение №7 Игра «Перевирание сказки» для детей 6-7 лет.

Приложение №8 Предметно-развивающая среда группы.

Приложение №9 Буклет для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома».

Приложение №10 Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов.

Приложение №11 Памятка для родителей «Признаки познавательной активности».

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Инновационный педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста» .

Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитанияИз опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни.

Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности» Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности». Дети от природы наделены яркими способностями и нужно,.

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ В настоящее время наука и практика образования всё чаще обращает внимание к вопросам развития познавательных интересов детей дошкольного.

Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Статья: «Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»Дошкольное детство - длительный период, закладывающий.

Консультация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Статья Тема: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Бурдакова Наталья Петровна Ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 11:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД