Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания

Ирина Клеменкова
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения и воспитания. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность опыта - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими детьми и взрослыми, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

Проблема состоит в том, что, как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Создание условий для организации правового воспитания старших дошкольников в ДОУ, поможет осознать дошкольникам свои права и обязанности, привычки действовать в соответствии с общепринятыми нормами поведения, а родителям и педагогам, вовлеченным в этот процесс, поможет изменить стиль взаимоотношений с детьми.

Опыт актуален, т. к. он позволяет разрешить некоторые противоречия:

-между социальной значимостью формирования у детей дошкольного возраста основ правового поведения и низким уровнем представлений о своих правах и обязанностях у детей старшего дошкольного возраста;

-между регламентированной международными и российскими законодательными актами необходимостью совместной работы педагогов и родителей по соблюдению прав ребенка в семье и ДОУ и отсутствием разработанной системы работы в ДОУ по правовому воспитанию;

-между потребностью родителей в личностно-ориентированном характере взаимодействия со своими детьми и недостаточным уровнем оказания помощи педагогами родителям в повышении их педагогической и правовой компетентности;

-между необходимостью выработки единых требований к воспитанию детей в семье и детском саду, способствующих развитию социально – личностных качеств в соответствии с ФГОС ДО, и отсутствием доверительных отношений с семьями воспитанников, построенных на основе партнерства и сотрудничества.

I.Теоретическая основа

Правовое воспитание детей дошкольного возраста требует единства и согласованности действий дошкольного учреждения с семьей. Когда единство действий дошкольных учреждений и семьи обеспечивает формирование нравственных чувств и представлений ребенка, прочных навыков и привычек поведения, организованную и целенаправленную его деятельность, воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями и ребенку легче овладеть установленными нормами поведения.

Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно-правовых документах: Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательных актах о правах ребенка.

Научно - педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н. П. Вербицкого, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаринцевой, В. В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать в дошкольном возрасте.

Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Исследователь Федотова С. В. считает, что для правового воспитания дошкольников необходимы следующие условия: четкое планирование воспитательно-образовательного процесса, систематичность предусмотренных мероприятий, хорошая теоретическая подготовка педагога.

Другой исследователь этой в области, Пименова Л, В., обращает внимание на то, что, что одной из задач правового воспитания является знакомство детей с их правами и обязанностями. К семи годам дети могут оценивать поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей.

Вопросы усвоения дошкольниками знаний о принадлежности человека к разным расам, о сходстве и различии людей, живущих на Земле, имеющих равные права и одинаковые обязанности перед собой и окружающей социальной действительностью рассматривала в своих работах исследователь Н. Г. Капустина.

Ган Н. Ю., по результатам своих исследований, был сделан вывод: процесс правового воспитания осуществляется через формирование трех компонентов: информационно-познавательного (знания детей о правах, знания детей об обязанностях, эмоционально-оценочного (оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права) и поведенческо-деятельностного (владение умениями и навыками по реализации правового поведения и умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности).

Правовое воспитание дошкольников исследователи рассматривают в контексте решения задач нравственного воспитания. Они считают, что правовые нормы вырастают из нравственных норм. Если у человека не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование правовых норм будет носить формальный характер, то есть это будет на уровне запоминания, а не на уровне понимания. Нравственные и правовые нормы имеют много общего: они регулируют взаимоотношения людей на основе уважения друг к другу, способствуют формированию таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и др.

II. Содержание опыта

Работа дошкольных учреждений по правовому воспитанию детей должна быть направлена, во-первых, на обеспечение всесторонней воспитательною — образовательной работы с детьми; во-вторых, на поддержание постоянной связи с родителями в целях установления единства воздействия на ребенка; в-третьих, на оказание помощи родителям в целях повышения их педагогической культуры.

Новизна опыта: создание системы работы ДОУ по правовому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, детьми и родителями – нацеленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста и умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе усвоенных ими норм и ценностей, принятых в социуме.

1. Цель: Способствовать социальной адаптации старших дошкольников через формирование основ правовых знаний.

2. Задачи

1. Выявить уровень сформированности правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, родителей, уровень готовности педагогов осуществлять правовое воспитание в ДОУ.

2. Разработать систему работы по правовому воспитанию в ДОУ с детьми, педагогами и родителями

3. Реализовать организационную модель информационно-просветительной работы по правовому воспитанию в ДОУ в системе: педагог – ребенок – родитель.

3. Этапы работы

Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по июнь 2017 года.

1 этап (сентябрь 2016 г.) - анализ научно-методической литературы; подбор диагностических методик; определение цели, задач. Планирование системы работы с участниками образовательного процесса.

2 этап (октябрь 2016 г. – май 2017г.) - Апробирование системы правового воспитания в ДОУ

3 этап (июнь 2017 г.) - Анализ результатов. Обобщение и систематизация материалов работы. Подготовка публикаций, творческого отчета.

Для систематизации работы были составлено перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста их родителями и педагогами группы на два года. (См. приложение)

4. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста

по правовому воспитанию

Главная цель педагогической деятельности по правовому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Работу по правовому воспитанию дошкольников мы осуществляли в трех направлениях:

- подача информационного материала;

- практическое участие детей в специально организованных ситуациях;

- наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.

Проведение НОД по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка в рамках детского клуба «Правознайка» 2 раза в месяц - одна из форм нашей работы с детьми в ДОУ.

При планировании НОД (Приложение 1) по правовому воспитанию за основу была взята «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, а также использовались другие парциальные программы:

«Мы вместе: Социально-коммуникативное развитие дошкольников.» М. Д. Маханева, О. А. Ушакова-Славолюбова,

«Я - ребенок, и я имею право Зеленовой Н. Г, Осиповой Л. Е.

Содержание занятий клуба «Правознайка» определялось следующими задачами:

-познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с Конвенцией ООН о правах ребенка;

-разъяснять общественные нормы и правила поведения, закреплять полученные знания в повседневной жизни.

-способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности;

-развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

-воспитывать гуманные чувства и адекватные взаимоотношения в общении со взрослыми и сверстниками.

Отбор передаваемых детям знаний на занятиях клуба об их правах выстраивался с учетом возрастных особенностей дошкольников, в частности, их особой восприимчивости, желания и умения играть, а также на основе знакомого материала, входящего в социальный опыт дошкольника, на усвоенных и принятых ребятами нравственных норм поведения и взаимоотношений.

Поэтому в содержание занятий были включены откровенные и задушевные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему. Создания атмосферы доброжелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия было главным при организации занятий.

В содержание занятий также были включены игры на установление доброжелательных взаимоотношений друг с другом, выражение своих эмоций, взглядов, дидактические игры на уточнение и обобщение знаний; использовалось большое количество наглядного и художественного материала, решение проблемных ситуаций, практические задания в самодельных книжках «Мои права», выполняемые каждым ребенком индивидуально и др. Наиболее эффективными педагогическими приемами считаем: постановку ребенка в позицию другого (возможность "посмотреть на мир" глазами этого человека); "погружение" ребенка в конкретную познавательную проблему, из которой он самостоятельно должен найти выход; при этом взрослый находится в тени, а диалог идет через использование какого-либо игрового (сказочного) персонажа.

На клубных занятиях были использованы разнообразные виды деятельности, например,

Художественно-эстетическая деятельность

Тематика рисунков отражающие правовую тематику:

- «Я и вся моя семья»,

- «Дом, в котором я живу»,

- «Я здоровым быть хочу!»,

- «Все профессии важны, все профессии нужны!».

Художественный труд: составление коллажей («Правила безопасности для детей и родителей», «Как дети планеты встречают Новый год», «Мы знаем свои права»);

Игровая деятельность: дидактические игры и упражнения, направленные на сплочение группы, преодоление замкнутости и нерешительности, повышение самооценки, снижение конфликтности, закрепления и обобщения знаний о правах и др. ; театрализованные, подвижные, сюжетно – ролевые игры;

Проблемно-поисковая деятельность: решение проблемных ситуаций опосредованно через героев сказок, этюдов, игры и игрушки; организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций;

Интервьюрирование: «Это я!», «Если бы я был моим папой, то…», «Если бы я была моей мамой, то…», «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Что я могу сделать для своего друга?», «О чем могут мечтать дети?», «Наши пожелания всем народам страны», «Моя семья: какая она?».

Просмотр DVD дисков и презентаций, мультфильмов.

Развлечения и досуги: «День вежливости и доброты», «Родина – это наш дом, где мы счастливо и дружно живем», «Наши права», «Волшебный сундучок», «Цветок добра» и др.).

Чтение художественных произведений, этических сказок с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев с опорой на чувства и ощущения детей. Для реализации клубной работы была создана мини – библиотека, есть самодельные книжки;

Краткосрочные проекты: «Моя семья», «Я здоровым быть хочу-сам себе я помогу», «День вежливости и доброты»)

Наблюдения (например, предлагали детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует или огорчает друзей и близких, которые способствуют развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Одним из условий успешного усвоения дошкольниками знаний о правах ребенка явилось создание соответствующей предметно - развивающей среды, в оборудовании и обогащении материалами которой принимали участие педагоги и родители:

• художественная литература

• разнообразный демонстрационный материал: плакаты, сюжетные картины, альбомы, фотоальбомы;

• мультимедийный материал: презентации: «Декларация о правах ребенка», «Права ребенка», «Правовое воспитание»

• атрибуты к играм, игровым упражнениям

• картотека дидактических игр по правам ребенка (для ознакомления с правами и обобщения)

• подборка практических заданий для закрепления знаний о правах на занятиях

• методическая литература;

• стенды по правам ребенка для детей в групповых помещениях.

Внутри ДОУ проводились социальные акции: «Скажи доброе словечко, подари сердечко», «Твори добро», «Помоги малышу собраться на прогулку», «Подари книгу библиотеке», которые способствовали развитию нравственности, самозначимости в большом деле, ответственности за происходящее.

5. Формы работы с родителями (Приложение 3)

Привлекая родителей к участию в занятиях, мы не только демонстрируем им, как идет работа в клубе «Правознайки», но и формируем у них понимание того, что права ребенка — это важно, значимо, что они неотъемлемы и неделимы, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. Активное участие родителей в занятиях зависит от того, насколько педагоги группы смогут заинтересовать семью этой работой. Родители могут участвовать в занятиях, темы которых затрагивают семью, межличностные отношения в ней. К каждому такому занятию мамы и папы вместе с ребенком могут подготовить небольшое интересное домашнее задание:

• Составление генеалогического дерева семьи

• Фоторепортаж о семейных буднях и праздниках, о членах семьи, о домашних питомцах

• Родителям предлагается вспомнить ситуации, когда им приходилось вставать на защиту своего ребенка

• Рассказ с иллюстрациями «Как мы отдыхаем»

• Рассказ семейной истории о выборе имени для своего ребенка

• Выставка рисунков «Дом, в котором мы живем»

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам правовой культуры.

Темы консультаций:

• Недопустимость разлучения с родителями.

Право на жизнь без насилия.

• Родительские обязанности.

• Об особых правах детей-инвалидов на заботу, лечение и образование. (если есть такие)

Важным моментом информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры является регулярное предоставление новой информации по данной теме.

Поэтому в приемной группы и на информационных стендах периодически размещался следующий материал.

1. Сокращенный вариант Международной Конвенции ООН о правах ребенка.

2. Публикации в прессе на тему прав ребенка.

3. Рубрика «Сегодня в клубе «Правознайка», которая отражает тему занятия, содержание изучаемой статьи Конвенции.

4. Рубрика «Что я думаю о правах - высказывания детей группы о правах ребенка.

5. Выставки детских рисунков «Я рисую мои права» и др.

6. Работа по повышению правовой культуры педагогов ДОУ

Реализация клубной работы предполагает проведение работы с педагогами (Приложение 2):

Решающими моментами в работе с детьми являются творческое, отношение педагогов к воспитательно-образовательному процессу, инициатива в принятии решений, высокий уровень правовой культуры или большое желание получить соответствующие знания, потребность повышать свой профессиональный потенциал.

Поэтому, чтобы работать в тандеме с педагогами группы работа проводилась по следующим направлениям:

1. Получение знаний о клубной технологии: назначение, методы и приемы реализации, проблемы, которые могут быть решены с ее помощью, ожидаемые результаты.

2. Разъяснение основных положений Международной Конвенции ООН о правах ребенка.

3. Семинары

4. Консультации.

5. Просмотр видеофильмов отснятых занятий.

Результатами всей работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать.

III.Заключение

В раскрытии личности ребенка и развитии социальных норм велика роль всех видов деятельности, а использование в комплексе разнообразных форм и методов воспитания позволяет глубже осознать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения.

1. Результативность опыта. Основным критерием результативности опыта является степень овладения навыками правовой культуры старшими дошкольниками, включающей в себя: имеющиеся у детей представления о правах ребенка, знания о нормах нравственно – правового поведения в разных ситуациях, с которыми сталкиваются дети в постоянном общении с другими детьми и взрослыми, а также умения решать проблемные ситуации, отражающие действия людей, нарушающих права детей.

Для диагностики уровня правовой культуры у детей использовались следующие методики (см. Приложение 4)

• опрос детей на тему «Права ребенка»

• беседа «Как поступить?»

• решение проблемных ситуаций

По результатам первичной диагностики (см. Приложение 5, Таблица 2) были получены следующие результаты: высокий уровень – 40 %,

средний уровень – 33 %,

низком – 27%.

у детей недостаточно сформирована правовая культура, следовательно, ранее использованные методы работы в ДОУ по формированию у детей самостоятельного и ответственного поведения не приносят желаемых результатов, поэтому и возникла необходимость осуществления систематической работы по правовому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса. В конце года при проведении диагностики уровень сформированности правовой культуры у детей повысился, что говорит о правильности и эффективности подобранных методов работы с педагогами, детьми и родителями.

На заключительном этапе у детей обнаружены такие знания:

высокий уровень – 60 %,

средний уровень – 40 %,

низком – 0.

Показатели высокого уровня повысились на 25%, среднего уровня – на 7 %, низкого уровня нет по сравнению с начальным этапом.

Результаты диагностики доказали необходимость проведения работы по целенаправленному формированию правовой культуры у старших дошкольников, включающей в себя знания о своих правах, нормах правового поведения, навыков решать проблемные ситуации без использования силы, во взаимодействии с родителями воспитанников.

Исходя из полученных результатов диагностики можно сделать следующие выводы:

- большинство детей имеют высокий и средний уровни развития правовой культуры, что значительно отличается от показателей, полученных в ходе первичной диагностики. Такая разница в показателях объясняется тем, что при первичной диагностике дети показали низкие результаты в опросе на тему: «Права ребенка», где почти все дети могли только дать 1 – 2 правильных ответа (в основном, отвечали правильно только на вопросы: «Кто защищает твои права? - дети говорили, что мама, папа и воспитатели; из прав называли водительские права). В итоговой диагностике дети показали, что имеют хорошие представления о правах ребенка, их содержании.

- в беседе «Как поступить» при первичной диагностике дети, в основном, давали правильные ответы, не всегда могли правильно аргументировать их, нужна была помощь, чтобы разъяснить; не могли и самостоятельно разобраться в решении проблемных ситуаций.

В итоговой диагностике - ответы у детей самостоятельные, более осмысленные, с выводами, дошкольники, имеющие высокий уровень, уверены в себе, у них присутствует самоуважение, уважение к другим. В ходе обучения эти дошкольники приобрели устойчивые представления о своих правах, могут относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, сами начали правильно оценивать их и стараются правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению, помнят о них, стремятся сами быть лучше, проявляют доброжелательность в общении со всеми, не допускают конфликтов.

Дети со средним уровнем сформированности правовой культуры имеют представление о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками, стремятся к доброжелательности в отношениях с другими детьми группы, со взрослыми. Они также имеют представление о Конвенции ООН о правах ребенка, но в большинстве случаев не могут самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.

Рассматривая отношение родителей к организации правового воспитания со старшими дошкольниками в детском саду, можно сказать, что большинство родителей повысили свой уровень при ознакомлении с правовыми документами, теперь активно предлагают свою помощь ДОУ в процессе правового воспитания дошкольников.

2. Вывод: Анализ литературы и практический опыт работы показывают, что одним из возможных способов формирования у детей старшего дошкольного возраста правового воспитания, является организация правового воспитания в условиях ДОУ, которое включает в себя не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально – оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Работа по правовому воспитанию, осуществляющаяся целенаправленно и систематически, помогла нам установить более доверительные отношения с семьями детей, что положительно влияет на эмоциональное благополучие ребенка в семье;

• мы смогли оказывать помощь родителям в повышении правовой компетентности;

• родители стали полноправными участниками образовательного процесса, что способствовало во многих случаях выработке единых требований к воспитанию детей в семье и ДОУ;

• Дети стали комфортно чувствовать себя дома и в детском саду, т. к. стали более организованны, чаще проявляется чувство товарищества, взаимопомощи, ответственность за собственное поведение, т. е. те качества, которые помогают социализации в обществе.

Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания
Публикации по теме:

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «оригами». Актуальность настоящей работы вызвана рядом затруднений в образовательной практике: наблюдается тенденция к снижению речевой активности.

Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением.

Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста» Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон воспитания детей младшего дошкольного возраста. При условии целенаправленного.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством правового воспитания
Опубликовано: 20 августа 2018 в 04:30
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Справка о проведении познавательного развлечения «Вода-водица» в...
18 июля в нашем детском саду прошло познавательное развлечение «Вода-водица», подготовленное воспитателем старше-подготовительной группы Карагодиной Людмилой...
Фотоотчет о мероприятии в нашей группе «Радужная неделя»
Детский сад-наш второй дом, и мы стараемся, чтобы пребывание в нем было радостным и интересным для каждого ребенка. Недавно в группе мы провели мероприятие...
Опытно-экспериментальная и игровая деятельность «Путешествие в Страну Здоровья. Село...
Станция третья. «Село Вкусняшкино». Тема: «Полезное питание». Время действия: летом, на прогулке. Оборудование: Слоненок Здоровячок, баночки с разной...
Сценарий викторины по русским народным сказкам для детей среднего и старшего...
Викторина по русским народным сказкам для детей среднего и старшего дошкольного возраста: «В мире сказки» Цель : приобщать детей к народной культуре;...