Светлана Николаева
Исследовательский проект по растениеводству для дошкольников «Волшебная грядка»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение
Актуальность
Актуальность данного проекта заключается в возросшей необходимости использовать в работе проектную и исследовательскую деятельность с целью формирования инициативной, активной личности.
И обусловлена рядом факторов: а) разнообразные современные профессии в городской черте, где проживает большая часть населения, вытесняют или ставят на задний план профессии сельскохозяйственной направленности, вследствие чего, современные родители не стараются обращать внимание детей на огородничество, потому что зачастую овощи и другие дары природы покупают в магазине. И на вопрос: «откуда появился помидор?», дети чаще отвечают: «из магазина» ; б) экологически чистый продукт, это натуральный продукт, который выращен без использования ГМО. Он полезен для здоровья, богат витаминами. А здоровье – это главное для человека.
Публикация «Исследовательский проект по растениеводству для дошкольников „Волшебная грядка“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Такой продукт можно получить, если постараться вырастить его самому, это не сложно, главное знать как; в) современное общество давно переживает географический кризис: деревни вымирают, сельское хозяйство испытывает трудности; экологический кризис: люди не берегут природу, как и то, что она даёт, привыкают потреблять, а не создавать. Поэтому экологическое воспитание имеет большое значение, особенно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы культур и ценностей. С. Н. Николаева отмечает, экологическое воспитание, осознанно и качественно включенное в практику подготовки детей к школе, позволит одновременно решить три важные задачи:
1) осуществить становление в дошкольнике начал экологической культуры как личностного новообразования, имеющего принципиальное значение для дальнейшего его развития, обретения им ценностного отношения к природе, а также широкого мировоззренческого взгляда на взаимодействие человека с природой;
2) сформировать у детей широкую ориентировку в окружающем со-цио-природном мире, которая будет включать разнообразные знания о живой и неживой природе, закономерных явлениях в жизни растений, животных, природных сообществ, знания о деятельности человека в природе и ее значении для его существования, элементарную географическую ориентировку в близком и далеком пространстве Земли;
3) развить в дошкольнике значимые для учебной деятельности умственные умения: анализировать, сравнивать, обобщать, соотносить, классифицировать; речевые навыки: рассказывать, объяснять, отражая в речи причинно-следственные связи, слышать собеседника, участвовать в коллективном диалоге; заложить основы развития всех форм мышления.
Цель проекта
Создать условия для развития познавательной активности и инициативности детей путём включения их в исследовательскую и практическую деятельность, направленную на формирование знаний и умений в области растениеводства.
Задачи:
1. Вызвать у ребёнка интерес к исследовательской деятельности.
2. Познакомить с сельскохозяйственными профессиями: агроном, овощевод, фермер.
3. Познакомить с методами и способами растениеводства.
4. Провести ряд исследований в области растениеводства : проращивание семян, рост культурных растений, сбор урожая.
5. Представить результат своего труда в виде народной ярмарки.
6. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду, аккуратность, инициативность.
II. Основная часть
Чтение детям экологических рассказов и сказок, таких как «Огурцы», «Про репку» Н. Н. Носова, «Сказка о полезных овощах» М. Шкуриной, и других, воодушевило ребёнка к созданию собственного огорода. И мы погрузились в мир огородника, изучив, сначала все тонкости такого интересного дела. Из энциклопедии «100 профессий» Елены Ульевой, мы узнали о профессии агроном и овощевод, далее в интернете, использовав, ноутбук и в книге «Неженки на грядке» Б. Г. Русанова мы прочитали о способах и правилах выращивания культурных растений и уходе за ними. И приступили к опытно-исследовательской деятельности, прочитав, об особенностях нашего края:
По своим природно-климатическим условиям край, хотя и находится в зоне рискованного земледелия, располагает огромными возможностями в организации ведения растениеводческой отрасли. Среднегодовое количество осадков составляет 400-450 мм и относительно устойчиво по годам. За вегетацию выпадает 250-300 мм. Средняя сумма температур за вегетацию составляет около 2200-2300 градусов Цельсия, в т. ч. за май-июль 1400-1450 градусов Цельсия.
Преобладают выщелочные черноземы и частично серые лесные почвы. Кроме зерновых культур в зоне выращивается сахарная свекла, картофель, овощи, развито молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство.
Описание исследования.
Волшебная грядка
На нашем участке в детском саду при помощи родителей в мае был подготовлен участок (приложение 1). Затем был освоен способ замачивания семян для посадки (приложение 2). Далее наблюдали за прорастанием семян и ростом рассады, делая зарисовки в дневник наблюдений (приложение 3). Следующий этап – эта высадка семян и рассады: горох, помидоры, баклажаны, перцы, огурцы (приложение 4). В процессе роста за растениями ухаживали : поливали, рыхлили, пололи, удобряли (приложение 5). А вот и урожай (приложение 6! И в сентябре в завершении проекта мы устроили народную ярмарку, где показали плоды нашего труда. (приложение 7).
Вывод:
В ходе проекта удалось прийти к намеченной цели, решив поставленные задачи, примерив на себя роль «овощевода», и «агронома» : соблюдая, все нормы и требования вырастить урожай. Ребёнок не только узнал о сельскохозяйственных профессиях, о способах, методах, условиях огородничества, еще и поделился информацией с родителями, со сверстниками и привлёк их к работе над проектом. Дети активно, с интересом принимали участие в проекте. Поняли и применили на практике знания. Остались довольны своим трудом. И решили каждый год садить огород.
III. Заключение
Проведённая исследовательская работа показала то, что действительно дети мало знали о сельхозпрофессиях и огородничестве. Проект помог детям расширить кругозор, наполнив новыми знаниями.
А опытная часть проекта способствовала приобретению детьми навыков и умений в организации и проектировании огорода, в выращивании культурных растений и уходе за ними, в умении делать зарисовки и представлять свои результаты.
Список использованной литературы.
1. https://stroika-smi.ru/landshaftnyiy-dizayn/kulturnyie-rasteniya-sem-pravil-posadki-i-uhoda.html
2. https://umschool.net/library/biologiya/uhod-za-kulturnymi-rasteniyami-agropriyomy/
3. https://www.altairegion22.ru/territory/agriculture/agro_character/
4. Е. А. Ульева. 100 профессий. Энциклопедия для малышей в сказках. Феникс – Премьер. 2022.
5. Б. Г. Русанов. Неженки на грядке. Диамант. 1997.
6. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Мозаика -Синтез. М. – 2010.