Получи документы

Программа по творческому развитию дошкольников «Волшебный клубок»

Ульяна Гостева
Программа по творческому развитию дошкольников «Волшебный клубок»
▼ Скачать + Заказать документы

.

Содержание

I. Пояснительная записка. 3

1.1. Актуальность Программы. 4

1.2. Цели и задачи реализации Программы. 4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. 4

1.4. Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет). 4

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной платной услуги.

5

1.6. Материально-техническое обеспечение Программы. 6

Публикация «Программа по творческому развитию дошкольников „Волшебный клубок“» размещена в разделах

II. Организация деятельности по Программе. 7

III

Содержание деятельности по программе.

8

IV Методическое обеспечение Программы.

17

Список литературы. 18

Приложение 1. Ведомость наблюдения за освоением Программы 19

Приложение 2. Календарный график организации детской деятельности 22

I.Пояснительная записка

Дошкольное детство имеет высокую самостоятельную ценность. Дети в эти годы своей жизни должны всесторонне развиваться, получать радость и удовлетворение от своевременного приложения своих сил. Задача развития творческих способностей личности - одна из важнейших в воспитании современного человека. Философ Э. В. Ильенков считает, что в истоках первых детских образов скрывается тайна зарождения и развития ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста. Важную роль в развитии творчества дошкольников играет художественная деятельность.

Приобщение детей к творческой деятельности способствует развитию у них качеств творческой личности : быстрой обучаемости, умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления и способности добывать новые знания. Особое значение имеет формирование самостоятельности ребенка: это качество во многом определяет все сферы его жизни.

Программа дополнительной платной услуги «Волшебный клубок» (далее – Программа) ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребенка, в его эмоционально-эстетические, волевые, социально-нравственные сферы и смыслы, обеспечивает развитие индивидуального почерка, гаммы чувств, эмоций. Содержание Программы позволяет знакомить дошкольников с историей возникновения искусства изонить, вышивка, вязание, специфическим языком декоративно-прикладного искусства, знаками и символами, заложенными в нем, средствами выразительности.

Содержание выступает средством, способствующим развитию способностей детей, стимулирующим творческий опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.

В процессе изготовления детьми поделок, изделий из различных материалов происходит развитие мелкой моторики кисти, ручных умений старших дошкольников.

Данная Программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.

Адресат Программы – дети старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Объем и срок освоения Программы – 2 года. Программа реализуется с октября 2016 г. по май 2018 г.

Время реализации для детей старшей группы - 26 часов 40 минут, для детей подготовительной к школе группы – 32 часа. Деятельность по Программе организовывается 1 раз в неделю.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности - Программа реализуется в различных видах детской деятельности – игровой, продуктивной.

Новизна Программы состоит в том, что предпринята попытка сохранить и возродить «забытые» виды декоративно-прикладного искусств. Содержание Программы раскрывает культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности декоративно-прикладного искусства.

Организация деятельности по Программе – это не занятия, это «посиделки», как говорили в старину. Создается атмосфера, передающая народные традиции: атрибуты старины, русская народная музыка, народные песни.

1.1. Актуальность Программы.

Актуальность Программы продиктована необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности. Работая по Программе, мы раскрываем детям художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Программа способствует развитию личностных качеств детей – любознательности, целенаправленности, умению доводить начатое до конца, формированию произвольного поведения, что немаловажно для дальнейшей успешной адаптации к новым условиям жизни – школе.

Содержание Программы способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы. Формировать у ребенка художественно-познавательные, ценностные и технические компетенции в процессе освоения декоративно-прикладного искусства.

Задачи Программы.

1. Способствовать общему гармоничному развитию, развитию творческих способностей и самостоятельности детей через освоение техник изонити, вышивки, вязания.

2. Развивать у старших дошкольников художественно-эстетические способности, ручную умелость в процессе освоения ценностей декоративно-прикладного искусства.

3. Воспитывать у детей любовь к Родине через знакомство с народными традициями.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание Программы строится на принципах:

гуманизации, который отражает ценности декоративно-прикладного искусства и обеспечивает гармоничное развитие личности;

культуросообразности, выстраивающем содержание Программы как последовательное усвоение ценностей декоративно-прикладного искусства и обусловливающем выработку на этой основе ценностных ориентаций и смыслов;

аксиологоческого (ценностного) подхода к произведениям декоративно-прикладного искусства; культура и искусство выступают мощным фактором развития у дошкольников ценностного отношения к продуктам и изделиям, выполненным в технике изонити, вязания, вышивке;

диалогичности, реализующем разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культуры, диалог произведений декоративно-прикладного искусства, внутренний диалог ребенка со своим «Я».

1.4. Характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Программа учитывает интерес ребёнка, мотивацию успешности его деятельности с опорой на психологически комфортную атмосферу в процессе деятельности, стимулирующую творческую активность личности.

Возрастные особенности детей 5-7 лет:

увеличивается работоспособность;

отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;

большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);

наиболее интенсивно развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;

ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий, много фантазирует, прибегая к символическому средству — речи.

ребенку свойствен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;

ему свойствен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;

способность к целеполаганию находится еще в стадии становления;

наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2—3 действия;

ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии (выражение радости, печали и т. п.);

ребенок способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу»;

возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей;

ребенок становится более самостоятельным, инициативным.

1.5. Планируемые результаты освоения платной дополнительной услуги.

Целевые ориентиры на этапе завершения работы по Программе

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать;

• обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

• знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы;

• ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые результаты освоения дополнительной платной услуги.

• Ребенок приобретает практические навыки по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, пяльцами, крючком;

• овладевает техникой изонити – выполнять углы, окружности,

• владеет техникой вышивания «Крестик», «Звёздочка», швом «Вперёд иголку», «Вперёд иголку в два приёма», «Через край», «Перевив», «Вытянутые стежки», вышивке лентами; вязания крючком воздушных петель, цепочку из воздушных петель, вязания столбиков без накида;

• обогащен активный и пассивный словарь детей (трафарет, пяльца, крючок, орнамент, вышивка, шило, стежок, шов, игольница, сыпучесть, канва, вязание, петля, изонить, окружность);

• у ребенка расширены полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте, развито воображение;

развита мелкая моторика рук;

• умеет планировать деятельность, доводить начатое до конца.

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится в начале организации деятельности по Программе (октябрь 2016 г.) и в конце освоения каждого раздела – изонить, вышивка, вязание.

Форма фиксации результатов – таблица «Ведомость наблюдений за освоением Программы» (Приложение №1)

Ведется Календарный график организации детской деятельности (Приложение №2, журнал посещаемости.

Организуются выставки работ детей.

1.6. Материально-техническое обеспечение Программы.

Для реализации Программы необходимо :

• Кабинет.

• Ноутбук, проектор.

• Магнитофон.

• Фотоаппарат.

• Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки.

• Атрибуты для игр.

• Презентации с познавательной информацией.

• Фотоальбомы.

• Книги.

• Коллекции.

• Художественная литература.

• Учебно-наглядное пособие по ручному труду.

Материал и инструменты для деятельности с детьми

1. Цветной картон, бархатная бумага разного размера;

2. Линейка, трафареты, фигурные лекала;

3. Фломастеры, маркеры, карандаши, восковые мелки.

4. Нитки (простые, шерстяные, капроновые, мулине, шелковые нити).

5. Леска;

6. Пуговицы;

7. Скотч:

8. Ткань;

9. Веревочки разной толщины;

10. Цветной бисер;

11. Цветные иллюстрации;

12. Пяльца;

13. Бросовый материал для дополнения изображения.

14. Инструкционные карты и схемы создания изделий;

15. Шило;

16. Декоративный клей – флуоресцентный, с блестками, перламутровый

2. Организация деятельности по Программе.

Реализация Программы рассчитана на 2 года. Для успешного освоения Программы численность детей в группе должна составлять не более 12 воспитанников. Деятельность проводится для детей 5-6 лет по 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут.

Тематический план организации деятельности по Программе.

Первый год:

№ Название Кол-во Время 1

встречи с детьми 5-6 лет Время 1 встречи с детьми 6-7 лет

1раздел «Я учусь вышивать нитью» (изонить)

1 «Изонить – что это такое» 1 25 мин 30 мин

2 Знакомство с понятием «Угол»

1 25 мин 30мин

3-4 «Грибок» 1 25 мин 30 мин

5-6 «Домик» 1 25 мин 30 мин

7-8 «Морковка»

1 25 мин 30 мин

9-10 «Рыбка» 1 25 мин 30 мин

11-12 «Закладка» 1 25 мин 30 мин

13-14 «Узор на закладке» 1 25 мин 30 мин

15-16 «Узор на полосе» 1 25 мин 30 мин

2 раздел «Я учусь вышивать»

17-18 Беседа «Знакомство народным творчеством. Вышивание на ткани» 1 25 мин 30 мин

19-20 «Подарки Марьи –Искусницы» 1 25 мин 30 мин

21-22 «Поможем ёжику перебраться через ручей» 1 25 мин 30 мин

23-24 «Салфетка» 1 25 мин 30 мин

25-26 «Соберем картину Чебурашки» 1 25 мин 30 мин

27-28 «Игольница» 1 25 мин 30 мин

29-30 «Поздравительная открытка» 1 25 мин 30 мин

31-32 «Лодочка с парусом» 1 25 мин 30 мин

Итого:

32 х 25 минут = 800 мин = 13 часов 20 минут Итого:

32 х 30 минут = 960 мин = 16 часов

Второй год:

№ Название Кол-во Время 1

встречи с детьми 5-6 лет Время 1 встречи с детьми 6-7 лет

«Я учусь вышивать!» (продолжение)

1-2 «Волшебные крестики» 2 25 мин 30 мин

3-4 «Полотенце с элементами орнамента народов ханты им манси» 2 25 мин 30 мин

5-6 «Футляр для расчески» 2 25 мин 30 мин

7-8 «Салфетка с элементами хантыйского орнамента» 2 25 мин 30 мин

9-10 «Хантыйский орнамент. Оленьи рога» 2 25 мин 30 мин

3 раздел «Я учусь вязать крючком»

11-12 «В гостях у бабушки – Рукодельницы» 2 25 мин 30 мин

13-14 «Встреча с мастером крючком» 2 25 мин 30 мин

15-16 «Пятачок спешит на день рождения» 2 25 мин 30 мин

17-18 «Наша первая петелька» 2 25 мин 30 мин

19-20 «Рябиновая веточка» 2 25 мин 30 мин

21-22 «Петелька за петелькой» 2 25 мин 30 мин

23-24 «Красивые занавески» 2 25 мин 30 мин

25-26 «Закладка с элементами орнамента народов ханты и манси» 2 25 мин 30 мин

27-28 «Осьминожек» 2 25 мин 30 мин

29-30 «Улитка» 2 25 мин 30 мин

31-32 «Букет цветов» 2 25 мин 30 мин

Итого:

32 х 25 минут = 800 мин = 13 часов 20 минут Итого:

32 х 30 минут = 960 мин = 16 часов

3. Содержание деятельности по Программе.

В Программе содержание и тематика различных форм организации творческой деятельности представлены как целостный и взаимосвязанный изобразительно-эстетический компонент образовательного процесса.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребёнку в его развитии - от этого зависит, вырастет ли он аккуратным и трудолюбивым. Необходимо научить детей прислушиваться и присматриваться к окружающему миру, открывать его для себя. Научить с пользой использовать свободное время, чтобы дети почувствовали необходимость своего труда, занятия, игры. В процессе изготовления поделок важно формировать положительное отношение к труду, развивать элементарные трудовые навыки, приобщать к творчеству, переживать радость созидания. Работать парами и группами. Выполнять работу от простого к сложному, коллективные работы больших красочных композиций.

Программа состоит из трех частей: «Я учусь рисовать нитью» (изонить, «Я учусь вышивать», «Я учусь вязать крючком».

1. Раздел «Я учусь рисовать нитью» (изонить)

Изонить ( варианты названия: нитяная графика, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

Владение изонитью способствует развитию у воспитанника : мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств; художественных способностей и эстетического вкуса.

В процессе деятельности воспитанники приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляет полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

В процессе работы по программе дети приобщаются к традициям народного декоративно - прикладного искусства.

2. Раздел «Я учусь вышивать»

Содержание данного раздела позволяет дошкольникам освоить художественно-познавательные компетенции - способности познавать художественную сторону вышивания: вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, украшение разнообразными узорами, которые вышивают ручным или машинным способом, одежды и предметов быта (полотенца, скатерти, постельное белье и др.). Художественно-познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства вышивания и развитию к нему интереса, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности давно знакомых предметов - ниток, иголки, ткани и др. - и обнаруживать в вышитом узоре эстетическую красоту.

В результате освоения детьми содержательного и художественного компонентов искусства вышивки происходит освоение ценностей данного вида искусства: в вышивке отражаются культура, история, традиции народа, многообразие мира природы, особенности климата, моды; вышитые изделия никогда не выходят из моды, их любят и взрослые, и дети; вышивальщицы — это творческие люди, настоящие фантазеры, они вкладывают свой разум, душу в свои произведения; вышивальщицы долго учатся своему мастерству, свой опыт они передают из поколения в поколение: от мамы к дочке, от бабушки к внучке; вышитые изделия являются воплощением больших человеческих усилий, работы, выполненные в технике вышивания, отражают индивидуальные особенности человека, его вкус, мировосприятие. Вышивание требует усидчивости, терпения, внимания, развивает любовь к угасающим видам декоративно-прикладного искусства; к вышитым изделиям нужно относиться бережно, аккуратно.

Технический компонент данного раздела программы позволяет детям изготавливать простые и более сложные изделия в технике вышивки, которые выполняются одним или несколькими швами.

3. Раздел «Я учусь вязать крючком»

Содержание данного раздела позволяет дошкольникам освоить художественно-познавательные компетенции. Художественно-познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства вязания и развитию интереса к данному виду рукоделия, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности знакомых предметов и обнаруживать в вязаном изделии эстетическую красоту.

В результате освоения детьми содержательного и художественного компонентов искусства вязания происходит освоение ценностей данного вида искусства: каждая связанная вручную вещь уникальна; вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, подарить тепло и любовь родным людям; вязание сохраняет традиции древнего мастерства, позволяет осмыслить труд народных мастериц; вязаные изделия восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством; вязание приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела; вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат оригинальными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры. Искусство вязания передается из поколения в поколение, ему обучают в детском саду, на уроках труда в средних школах; творчество вязальщиц сочетает большое профессиональное исполнительское мастерство, знание традиционных узоров и свободную импровизацию. Вязаные изделия всегда остаются модными, подолгу украшают детский и взрослый гардероб, радуют своей красотой, их можно подарить родным, друзьям, доставить им удовольствие. В процессе вязания ребенок приобретает опыт индивидуальной творческой деятельности. Вязание позволяет детям проявить самостоятельность в выборе средств выразительности, осуществления самоконтроля, самоанализа и самооценки качества результатов деятельности готовых поделок; позволяет получить удовлетворение от выполненной работы. Технический компонент данного раздела Программы позволяет детям освоить технику вязания простых изделий.

Базовый этап сентябрь 2016 года. Подготовка нормативных, организационно – педагогических условий для последующей реализации Программы.

Основной этап – 2016-2018 гг. Реализация Программы.

Завершающий этап – май 2018 г.

Первый год.

Перспективное планирование.

№ Тема

Программные задачи

Методические

приемы

1 Беседа «Изонить – что это такое»

1. Познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования нитью;

2. Уточнить представления дошкольников о правилах пользования колющими и режущими предметами;

3. Воспитывать у дошкольников аккуратность в работе с опасными предметами (шилом, иголкой). Беседа, показ, объяснение,

рассматривание картин, отгадывание загадок.

2 Знакомство с понятием «Угол»

1. Научить выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки);

2. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, изонити;

3. Научить правильно, держать иголку в правой руке и выполнять действия по прямой;

4. Воспитывать терпеливость и усидчивость при работе. Беседа, показ, объяснение,

рассматривание картин,

Чтение сказки «В гостях у принцессы Иголочки»

3-4 «Грибок» 1. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла;

2. Закрепить умение дошкольников отличать лицевую и изнаночную стороны изделия, выделять узор острого угла;

3. Упражнять дошкольников вдевать нить в иголку и завязывать узелок;

4. Воспитывать отзывчивость, дружелюбие у дошкольников. Беседа, показ, объяснение, похвала,

рассматривание картин, сюрпризный момент

5-6 «Домик» 1. Научить дошкольников создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки; создать образ домика в технике изонити путём наложения углов друг на друга;

2. Развивать глазомер, мелкую моторику рук;

Публикации по теме:

Cистема работы по творческому развитию детей в рамках реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Cистема работы по творческому развитию детей в рамках реализации ОО «Художественно- эстетическое развитие» Художественно-эстетическое развитие».

Современные подходы и формы организации работы по художественно-творческому развитию в изобразительной деятельности Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный песок» Пояснительная записка Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически.

Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка мыла из пластилина во второй младшей группе.Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка мыла из пластилина во второй младшей группе. Конспект ООД по художественно-творческому развитию. Лепка мыла из пластилина во второй младшей группе. Цель: закрепить знания детей.

Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей 5–6 летКонспект занятия по художественно-творческому развитию детей 5–6 лет Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по художественно-творческому развитию детей 5-6 лет. Тема занятия: Насекомые. Кузнечик в траве.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебный квиллинг» Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный квиллинг» составлена на основе методических рекомендаций программы.

Пример образца внутреннего экспертного заключения на программу по творческому развитию для детей 5–6 классов (10–12 лет) Актуальность рецензируемой программы «Творческое развитие для детей 5 – 6 классов» не вызывает сомнений. Программа направлена на воспитание.

Программа Детско-родительского клуба по художественно-эстетическому развитию дошкольников 6–7 лет «Самоделкины» Пояснительная записка Художественно - эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка.

Программа по развитию музыкально-игрового и танцевального творчества старших дошкольников «Вдохновение» Содержание программы "Вдохновение" направлено на формирование творческой личности старшего дошкольника на основе приобщения к музыкально-игровому.

«Волшебный клубок». Комплексное занятие по математике с элементами аппликации и развития речи ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Развивать логическое мышление средствами логико- математических игр, пальчиковых игр. (Учить сравнивать, строить упорядоченные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по творческому развитию дошкольников «Волшебный клубок»
Опубликовано: 21 мая 2017 в 12:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по творческому развитию дошкольников «Волшебный клубок»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Гостева (УИ 755262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД