Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

Елена Ананьева
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста

«В человеке всё должно быть всё прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли»-

А. П. Чехов.

Культура общения – предусматривает выполнение норм приобщении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. (например: за столом не говорят о непристойных действиях, у постели больного, о том, как он выглядит, и т. д). Надо и ребёнка учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённой обстановке, такое поведение недопустимо. Руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой манерой говорить и проявлять свои чувства, характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточно запаса слов, умения говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурной речи способствует активному общению детей в совместных играх, предотвращает между ними конфликты.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях:

a. Формирование представлений о нравственных нормах поведения.

b. Накопление практического опыта.

Наша задача не только дать ребёнку определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

Прежде всего, нужно определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребёнка. При этом можно использовать различные методы и приёмы, например: беседу по сюжетным картинкам, в которых не до конца решена нравственная позиция, (дети должны додумать конец рассказа). Для младшего и среднего возраста очень действительным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра. Например: Петрушка обращается к детям: «Сейчас я расскажу вам, как поступают некоторые дети, если нравится – хлопайте, если не нравится – сидите молча». Затем Петрушка выясняет, почему дети так реагировали.

Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, можно использовать игры – инсценировки типа: «Кукла Катя заболела», «Вини – Пух пошёл в гости к Кролику» и т. д. Нашим детям нравиться инсценировать сказку «Петушок и птичка».

Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделить тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. В нашей группе 2 недели продолжался режим ограничения речи и движений, некоторые дети сразу усвоили, что нужно вести себя спокойно, говорить естественным голосом, чтобы не мешать другим, беседовать с воспитателем. Но малыши, у которых ещё отсутствует представления о нормах поведения ведет себя так, как им удобно: бегают по группе, кричат, бросают игрушки. Поэтом у мы, все члены нашего мини – коллектива группы, старались не только оценивать поведение с точки зрения нарушения того или иного правила, но и обосновывали оценку, разъясняли результаты поведения.

В каждой группе бывают «неожиданные случайности» из-за неловкости, невнимания, когда один ребёнок может толкнуть другого, или наступит на ногу. Как правило, дети жалуются, или «дают сдачи» совет воспитателя «извиниться» перед товарищем часто не воспринимается. Можно использовать личный пример. А потом извинится, сказать, что это произошло случайно не со зла. Я рассказала, что извиниться – не значит просить прощения за плохой поступок, наоборот, показать себя вежливым.

У нас в раздевалке есть круг, на котором мы решаем «Кто поступил правильно?», «Как бы ты поступил?», «Вежливые слова», «Добрые дела» и т. д. – это мы используем опыт М. Монтессори.

В старшем возрасте, когда уже сформированы определённые нормы поведения используются этические беседы. Здесь дети сопоставляют действия литературных героев и свои собственные, делают выводы о последствиях поступка. При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова. Так, после прочтения рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», мы беседовали с детьми по содержанию произведения и дети поняли, брать без разрешения что-то, а также обманывать (как сделал Ваня) – очень плохо. Здесь же рассмотрели пословицу: «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь».

В нашей группе существует правило: «За честное признание - не бывает наказанья. И дети не боятся признаться в своих поступках. А ещё у нас есть девиз: «Ни одного дня без похвалы!». Мы хвалим своих детей за каждый поступок; за то, что сложили свои правильно вещи, заправил постель, за то что сегодня съел суп. И родителей просим, чтобы дома они находили возможность хвалить детей, тогда у них возникнет желание быть воспитанными.

Но самое важное, это формирование отношений со сверстниками. Это хорошо проявляется в сюжетно-ролевых играх. Так,играя в игу «Дочки-матери», «Автобус» - дети уже могут самостоятельно распределять роли, но мы ещё подсказываем как вести себя – «уступить место «маме с ребёнком», «помочь занести коляску» и т. д. В игре формируется умение сделать свой выбор, решить конфликтную ситуацию. Нашим 4-5летним малышам трудно решать такие задачи. Мы и родители помогаем им в этом. Ведь общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. А в детском саду круг общения расширяется – общение с воспитателем, со сверстниками и другими работниками дошкольного учреждения. На нашем I родительском собрании по теме: «Речевое общение с ребёнком» - мы старались донести присутствующим, что это они первые и самые важные учителя в жизни маленького человека. Сколько бы он не прожил, всё равно будет возвращаться к опыту из детства, к жизни в семье. Ребёнок всему учится в общении со взрослыми, даже плохими словами заражается от них. Послушайте отрывок из стихотворения

Э. Асадова «Воспитать человека»

А что до красот языка родного,

То все хрестоматии – ерунда,

Коль чадо от папочки дорогого

Порой наслышится вдруг такого.

Что гаснут лампочки от стыда!

Как быть? Да внушать можно то и сё,

А средство, по-моему, всем по росту,

Тут всё очень сложно и очень просто:

Будьте хорошими. Вот и всё!

В каждой группе есть дети, которые употребляю в речи плохие слова. Есть такие и у нас. Мы объясняем им, что некрасиво так говорить и предлагаем бросить нехорошие слова в мусорную корзину. Надо помнить, что вежливое слово, как добрый волшебник дарит настроение, радует людей. Стараемся утром встречать детей и родителей с улыбкой, шуткой. Ведь «ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость.

Правила этикета создавались веками. Кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививались чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, приёме гостей – словом во всём – что ценится в обществе.

Так пусть же нам, взрослым, хватит сил и терпения, любви для того чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

Публикации по теме:

Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся.

Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Человек был и всегда остается сыном природы,.

Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда.

Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы.

Родительское собрание «Воспитание культуры речевого общения у детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад «Голубок» Родительское собрание.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Пояснительная записка. Программа «От рождения до школы» рассчитана на детей 6-7 лет, направлена на формирование культуры общения и дружеских.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2018 в 23:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект урока ОБЖ в 7 классе «Защита населения от последствий наводнения»
Пояснительная записка УРОК № 16 7 класс Тема урока: Защита населения от последствий наводнений. Цель урока: Познакомить учащихся с основными...
Сценарий проведения праздника «День летних именинников»
Средняя группа. Необходимый реквизит: Шапочки, шары, маркеры, мяч, конфетти, «волшебная» палочка , цветные картонные буквы для складывания надписи «С...
Фотоотчёт о проведённом мероприятии «Экологическая сказка «Цветик-семицветик»
Фотоотчёт о проведённом мероприятии экологическая сказка «Цветик-семицветик». Поспелова Юлия, музыкальный руководитель. МАОУ "Начальная школа-детский сад №...
Проект «Неделя здоровья»
1. Авторы проекта ( Ф. И. О) воспитатели группы Сурнина С. В. 2. Руководитель проекта ( Ф. И. О) воспитатель группы Сурнина С. В. 3. Кадры: воспитатель...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...