Папки-передвижки

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Вера Николаевна Одинцова
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Работая в подготовительной группе с детьми шести - семи лет, исходя из наблюдений за поведением детей, мы отметили недостаток культуры поведения и доброжелательности в их отношении не только друг с другом, но и с окружающими людьми в детском саду.

Поэтому для нас важно, что изучение этой проблемы очень своевременно.

Публикация «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Огромное внимание этой проблеме уделяли К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, О. А. Соколова, А. М. Виноградова, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, В. И. Логинова, М. Э. Вайнер, В. А. Петровский и др.

В начале работы было проведено обследования овладения умениями и навыками в об-ласти «Социализация» по методике Верещагиной и обследование интегративных качеств, наблюдая за деятельностью воспитанников в НОД и в повседневной жизни.

Также обследовали поведение детей по методике М. В. Вайнер. Сначала диагностиче-ские листы заполнили родители, отметив особенности поведения детей дома. Потом это же сделали мы, педагоги, отметив особенности поведения воспитанников в организован-ной деятельности, в режимных моментах.

Проведя диагностику, мы поставили перед собой цель и задачи работы:

Цель: Содействовать воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Работа проходила в три этапа:

1 этап - первичное восприятие материала : раскрыть представления и сформулиро-вать конкретные навыки культуры поведения. Развивать умение ориентироваться в эмо-циональном состоянии окружающих.

2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.

3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Дети начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаясь разобраться в их мотивах. Правильно понимают эмоциональное состояние окружающих, выражают го-товность помочь.

Для более оптимального достижения нашей цели на каждом этапе воспитания культуры поведения мы поставили задачи по формированию в единстве нравственного сознания, поведения и чувств.

Задачи: 1этап:

1. Способствовать осознанию себя как человека, как неповторимую личность.

2. Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.

3. Упражнять в умение самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.

4. Воспитывать у детей доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям, желание взаимодействовать с ними.

2 этап:

1. Уметь с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию по-ведения по отношению к окружающим.

2. Обогащать способы познания. Стимулировать активность, самостоятельность де-тей.

3. Закреплять представлять правила культуры поведения в действительности, прояв-лять к ним интерес.

4. Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию других, проявлять сочув-ствие.

3 этап:

1. Овладение разными способами и формами культурного поведения.

2. Развивать умение выражать своё отношение к поступкам сверстников, оценить их.

3. Формировать умение сопоставлять свои действия с образцом, находить ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.

4. Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.

Основная форма работы – НОД по области «Социализация» с использования проблем-но-игровых ситуаций.

НОД по области «Социализация» проходят 6 раз в месяц по подгруппам, и 3 из них отводится нравственному воспитанию и воспитанию культуры поведения. Содержание НОД объединено игровым сюжетом, мотивацией, что помогает заинтересовать детей и включить их в деятельность.

В физкультминутке, в самостоятельной деятельности для обеспечения баланса под-бираем игры, которые дают детям возможность расслабиться, сбросить накопившуюся усталость, напряжение, приобрести эмоциональную и поведенческую стабильность.

Использование слушания музыки на НОД позволяет умерить слишком возбужден-ных, и растормошить замороженных, урегулировать их поведение.

На первом этапе мы знакомили детей с правилами культуры поведения и общения. В организованной деятельности читали специальные рассказы, стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации.

Обычно после НОД, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения сказки, рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим нарисовать наиболее запомнившиеся эпизоды из рассказа. Традиционно дети используют цвет, форму для передачи отношения к герою. Наиболее часто на первом этапе для формирования культуры поведения ребенка мы используем беседы. Очень любят дети индивидуальные беседы «с глазу на глаз. Широко используется чтение и анализ художественного произведений. Литературный материал незаменим в воспитании культуры поведения ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо, начали рассуж-дать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму этапу работы. На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила поведения, дети совместно с нами разработали раз-нообразные правила поведения : в группе, на прогулке, в игре. Эти правила поведения оформлены в виде моделей «Хорошо - плохо». Причем радует, что дети часто на агрес-сию реагируют словами, а не ответными грубыми действиями. В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.

Предпочтение также дети отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что, видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события. Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к само-воспитанию; он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.

Играя в дидактические игры, дети должны соблюдать правила: выигрывает тот, кто, действует по законам. Игры помогают детям преодолевать развитие упрямства, нетерпе-ливости, создают условия для приобретения детьми навыков выдержки и самообладания, приучают детей к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности.

Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим и т. п. Во время таких игр у детей воспитываются : внимание, выдержка, дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.

В играх парами лучше, если в паре с активным ребенком будет ребенок застенчи-вый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как выдержка, со-средоточенность, самоконтроль, необходимые для становления произвольного поведения : «Собери картинку», «Латаем ковер» и другие.

Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.

В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг. Мы интересуемся здоровьем и настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем: «Доброе утро. В группе у нас есть фотоальбом «От сердца к сердцу», коробочка, которая называется «Копилка добрых дел». Мы складываем туда, написанные на листочках поступки детей. Сознание детей и отношение к поведению было сформировано, но не хватало практического опыта. После проведенной работы, дети стали активно выделять хорошие поступки. Отмечали они также и плохое поведение.

В уголке «Поздравляем» помещаем накануне фото тех детей, у которых завтра День рождения. Утром, приходя в детский сад, дети видят фото, заходят в группу и поздравля-ют именинника. Все вместе играем «Каравай», затем дети высказывают свои пожелания имениннику и дарят ему свои рисунки.

Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

Публикации по теме:

Проект «Я, ты, мы» Актуальность: С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми. Формировать у детей навыки.

Работа воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду общеразвивающего вида 4-й год. Работая в школе, я не очень задумывалась о трудностях в поведении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2015 в 21:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Николаевна Одинцова (УИ 322421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД