Алёна Пастухова
Воспитание патриотической позиции детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
К. Д. Ушинский
Педагогический коллектив нашего МБДОУ рассматривает эти слова К. Д. Ушинского как руководство к действию. Черпать «воспитательную силу» в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников мы стараемся именно «из живого источника человеческой личности».
Публикация «Воспитание патриотической позиции детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Таковыми источниками для нас являются семья, окружающие люди, природа, музыка, вся мудрость народная. Воспитать у наших дошколят любовь к своей семье, своей стране, уважение к непреходящим человеческим ценностям, эмоциональную отзывчивость и глубокую духовность – дело непростое. Необходимо организовать длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений.
В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребё нка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.
Совместно с родителями в раздевалке создан уголок по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают фото :Президента Российской Федерации, губернатора Алтайского края, флаг и герб страны и края, а также стенд с куклами в национальных платья.
В уголке имеются карта Алтайского края, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы, Барнаула и Рубцовска. Книгами об истории и достопримечательностях русского народа, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».
Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий и годовой проект «Мы Россияне» подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми созданмакет «Русская изба» с внутренним убранством и макет «Сквер Победы». Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:
• совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая», «Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
• участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
o участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в акциях, в благоустройстве ДОУ;
В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?» и родительское собрание «Воспитываем патриотов». Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.
В своей работе использовала различные формы работы с детьми:
• Познавательные занятия:
- изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.
- «Алтайский край - мой край родной», «Барнаул - столица Алтайского края» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.
- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство с подвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена.
• Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.
• Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
• Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
• Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдение окружающего, тем содержательнее становилось детское творчество. Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
• Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы». С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Рождество».
Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
Можно сделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.
Библиографический список:
1. Александрова, Е. Ю., Гордеева Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ».
2. Баранникова, О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».
3. КомратоваН. Г, Грибова,Л. Ф, «Патриотическое воспитание детей», М., 2007г.
4. Костина, Э. П. Родина моя – Россия, Н. Новгород, 1996
5 Новицкая, М. Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003
6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям М, 1980
7. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972
8.https://pismoref.ru/944075365.html
9. https://paidagogos.com/?p=6405#hcq=RAYVHAp