Получи документы

Консультация «Воспитание социально — нравственных качеств детей 4–6 лет»

Айсель Джафарова
Консультация «Воспитание социально — нравственных качеств детей 4–6 лет»

Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач в условиях дошкольного образования. Именно нравственное воспитание является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного образования. В наше время человечество столкнулось с угрожающим падением нравственности, бездуховностью. При всем многообразии применяемых методик педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Таким образом, особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Публикация «Консультация „Воспитание социально — нравственных качеств детей 4–6 лет“» размещена в разделах

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования личности ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению таких педагогов, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Среди современных исследователей, которые занимались вопросами нравственного воспитания можно выделить В. В. Попова, О. С. Богданова, Л. Р. Болотина, В. И. Логинова, Л. И. Романова.

Социально - нравственное воспитание – это активный и целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Формирование навыков и привычек социально нравственного поведения детей

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых.

Сравнительный анализ задач социально-нравственного воспитания позволяет отметить следующее:

Возраст от 4-5 лет Возраст от 5-6 лет

В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости, смелости. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

Формирование социально-нравственных представлений и мотивов поведения

Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др., которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Методы и средства социально-нравственного воспитания в ДОУ

В дошкольных учебных заведениях социально-нравственное воспитание детей осуществляется по специальным педагогическим программам и направлениям. Педагогические программы состоят из наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют социально-развитую и нравственную личность.

К основным средствам социально-нравственного воспитания в ДОУ можно отнести :

• Художественные средства, воздействующие на эмоциональную и духовную стороны ребенка ( литературные произведения: сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», «Репка», «Лиса и заяц», «Кот петух и лиса» и др., искусство, музыка, видеофильмы, театр и кино);

• Природные средства, которые формируют у ребенка гуманность, сопереживание, бережное отношение к окружающему миру и гражданскую позицию;

• Деятельностные средства, которые развивают способности ребенка, его ответственность, трудолюбие и целеустремленность (труд, творчество, игра и т. д.);

• Контактные средства, которые направлены на общение ребенка и самореализацию в обществе, социализацию и самоидентификацию.

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников представляют собой формы педагогического воздействия, которые формируют нравственную личность. В современной дошкольной педагогике выделяют следующие методы социально-нравственного воспитания :

• Методы, формирующие нравственное поведение ребенка (приучения (н-р здороваться, прощаться, благодарит, поручения, требования, примеры, упражнения и задания, создание воспитывающих ситуаций.

• Методы, формирующие нравственное сознание (образец, пример, внушение, рассказ, убеждение, беседа (беседа о вежливых словах, беседа о доброте и жадности, беседа о хороших поступках); просьба, разъяснение, метод использования всех видов искусства (музыка, живопись, художественная литература);

• Методы поощрения и стимулирования (вопрос педагогам, какие они используют методы стимулирования) (поощрение, одобрение, похвала, награда, конкурс, состязания и турниры)

Необходимо помнить, что поощрение в различных формах ценно тогда, когда ребенок переживает его как общественное признание своих успехов и стараний. Применение этого метода требует соблюдения ряда требований:

1. Поощрение должно применяться с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребёнка, но и для других.

2. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребёнка поступать хорошо.

3. Не следует захваливать одних и тех же детей.

4. Прежде чем поощрять ребёнка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы.

• Методы наказания и замечания.

Замечание применяется тогда, когда поведение ребенка легко может быть выправлено и не наносит ущерба самому ребенку и другим детям (например, когда ребенок шалит во время одевания, качается на стуле, разговаривает во время еды и пр). Более серьезная форма осуждения – порицание. Оно заключает отрицательную оценку поведения и должно использоваться в старшем дошкольном возрасте, когда все дети понимают его смысл и значение.

В дошкольной педагогике выделяют следующие правила применения наказания:

- сочетать уважение с требовательностью к детям;

- не наказывать только по подозрению;

- учитывать при выборе наказания вину ребенка, мотивы поступка;

- наказание должно быть справедливым и осознаваться детьми как заслуженная мера.

• Методы, раскрывающие интеллектуальные и творческие способности (творчество, игровой процесс, рукоделие, спортивные упражнения, логические задания, поисковые методы и методы проблемных ситуаций и т. д.).

Каждый метод социально-нравственного воспитания должен соответствовать целям и задачам воспитания, возрасту и интересам детей. Для методов социального воспитания родителям и педагогам необходимо подготовить условия и атмосферу, а также логическое завершение.

Как бы ни хороши были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.

2. Метод должен быть реально осуществимым, требовать логического завершения.

3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства его реализации.

4. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого нравственного качества.

Важной составляющей социально-нравственного воспитания дошкольников является общение и коммуникационные связи между детьми. Постоянное взаимодействие, обмен знаниями и опытом помогают детям устанавливать общественные связи, активно развиваться и формировать положительные навыки жизни в обществе.

Литература:

Р. С. Буре, социально – нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет

С. О. Ларионова Ю. А. Дзацило, нравственное воспитание дошкольников в детском саду,

Шадринск 2011, социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста – учебное пособие

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание социально — нравственных качеств детей 4–6 лет»
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 16:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД