Возможности игры как метода обучения

Анна Владимировна
Возможности игры как метода обучения

Игры очень близки и доступны для детей любого возраста и их используют, как эффективное средство в процессах образования и обучения. Окружающий мир дети познают с помощью игр. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Играя у детей формируются их психические и мировоззренческие взгляды на жизнь окружающего мира в целом. Формируется характер, лидерские качества и развивается интеллект. Дети и интересом познают все неизведанное, необычное для их понимания в играх. Для подготовки детей к их будущему и для того что бы сделать жизнь счастливой и полноценной нужна игра.

Возможности игры, как метода обучения

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется при воздействии взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметом, миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая игра.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение детей, на становление неповторимой личности.

В. Л.Сухомлинский писал: “Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” [5, с. 21]

Игра решает следующие коррекционно-развивающие,коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?” и т. д. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала.

Игры путешествия. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от детей умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Педагог, используя в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило,включают два компонента:

• сбор нужной информации

• принятие правильного решения.

Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить “приобретение такого опыта” детей, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игрыпсихологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у детей живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит:

• от систематического их использования,

• от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и педагога есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений.

Цель применения игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у детей через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

Образовательные:

• Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

• Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

Развивающие:

• Развивать у детей творческое мышление.

• Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

Воспитательные:

• Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

• Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

• Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Макаренко А. С. разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий. Он считал, что в наглядности не должно быть лишних элементов, так и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность. Макаренко А. С. понимал, что игры должны быть использовании и связаны с возрастными особенностями детей, и нельзя игру в которую играет ребенок 4 лет использовать в старших классах «Каждой игре свой возраст» т. к. ребята изменяются, растут и развиваются [3, с. 179].

Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр – забота каждого педагога. “Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать”.1

1. Бабанский “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982г.

Игры постоянно изменяются, совершенствуются и над ними надо постоянно

работать, что бы дети изучали учебный материал с интересом и увлечением.

Педагоги, психологи, ученые разных времен знали и понимали, что в игре ребенок развивается и формируется.

Обучая детей письму, чтению, развитию речи, счету и воспитанию, педагоги используют в своей практике игры. И отсюда мы можем сделать вывод, что незаменим методом образовательной работы - является игра.

Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности.

Заключение

Игра дает возможность формировать все стороны личности ребенка. В результате игры в психике ребенка возникают значительные изменения, которые обеспечивают знания к новейшим технологиям и самое главное к более высоким стадиям развития. Этим мы можем объяснить огромные воспитательные и обучающие возможности игры, которую психологи считаю ведущей деятельностью детей. Таким образом, игра — это функция важная для разностороннего и полного развития детей, и она связана со всеми видами работы детей и педагогов. И она очень важна в педагогическом процессе. Основной путь обучения, развития и воспитания в игре - влияние и ее содержание т. е. выбор темы и цели игры должны быть связаны с психологическим развитием ребенка.

Игры надо проводить грамотно, четко, ясно, а также надо помнить, что за игрой идет образовательный процесс. Цель педагога направить ребенка на образование и получение знаний. Надо хорошо продумывать ход игры и ее цели, и тогда такая игра захватить человека полностью. Это единство мыслей, чувств, воли и координации. Образовательные игры должны быть мостиком к получению знаний так утверждаю опытные специалисты образования.

Игры делают обучение интересным, создают радостное настроение детям и увлекают их за собой.

Игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности. С помощью игр учащиеся начальных классов лучше усваиваю закономерности обучения и легче познают даваемый им материал.

Список источников и литературы

1. Бабанский “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982г.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии, №6 1966

3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940

4. Пидкасистый П. И. “Технология игры в обучении” – М. Просвещение, 1992г.

5. Сухомлинский В. А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989

6. Ушинский К. Д. Собр. соч. в 11 т. - М. -Л., 1948-1952, т. 5 Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Дидактические игры для обучения детей грамотеДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Дидактические игры для обучения детей математикеДидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Игры на занятиях обучения грамоте Игры на занятиях обучения грамотеПрезентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью» Имеева Светлана Николаевна.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Возможности игры как метода обучения
Опубликовано: 11 марта 2020 в 20:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки