МААМ-картинки

Возрастные особенности детей 4–5 лет. Возраст «почемучек»

Алла Сауткина
Возрастные особенности детей 4–5 лет. Возраст «почемучек»
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастные особенности детей 4–5 лет. Возраст

Период дошкольного детства - это период интенсивного сенсорного развития ребенка, когда у него развиваются фонематический слух, цветовое различение, острота зрения, восприятие формы предметов, ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени. улучшенный.

От манипулирования предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие часто становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. В этом возрасте формируется способность рассматривать предметы.

Публикация «Возрастные особенности детей 4–5 лет, Возраст „почемучек“» размещена в разделах

При рассматривании новых предметов (растений, камней и др.) ребенок не ограничивается простым зрительным познанием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, вытягивает, проводит ногтем, подносит к уху, трясет, нюхает предмет, но часто еще не может его назвать, не может сказать о нем слова. Активная, разнообразная, подробная ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Перцептивные действия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра, размеров, веса, температуры, свойств поверхности и т. д.). Здесь очень важно как можно больше играть с ребенком. Вы идете по улице и говорите, какого цвета прошла машина, какой формы дом, какой на нем снег и т. д.

Восприятие сочетается с практическим действием, они как бы помогают друг другу. Сенсорное воспитание должно осуществляться во всех видах деятельности: манипуляциях с предметом, бытовой, трудовой, созидательной и др.

Речь приобретает ведущую роль в развитии сенсорных процессов ребенка. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Образы памяти начинают играть важную роль в этом процессе. В этом возрасте память развивается наиболее интенсивно. Ребенок без особых усилий запоминает множество разных слов и выражений, стихи, сказки. Однако ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно запомнить что-либо и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

Здесь следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это голосовое общение, литературное восприятие и ролевая игра. Поэтому как можно больше общайтесь с ребенком, читайте ему книги, читайте стихи.

Мышление в этом возрасте характеризуется качественным своеобразием. Ребенок реалистичен, для него реально все существующее. Поэтому ему трудно различать сны, фантазии и реальность. Он эгоцентричен, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, но всегда оценивает ее со своей точки зрения. Все предметы вокруг него способны думать и чувствовать, как и он сам. Поэтому ребенок укладывает куклу спать и кормит ее.

Рассматривая предметы, он, как правило, выделяет одну из них, самую яркую черту предмета, и, ориентируясь на нее, оценивает предмет в целом. Он заинтересован в результатах действия, но еще не знает, как наметить процесс достижения этого результата. Он думает о том, что он есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но он еще не в состоянии понять, как достигнуто то, что он видит.

Дети легко теряют концентрацию. Способность ставить цели все еще находится в зачаточном состоянии: дети испытывают значительные трудности, когда дело доходит до постановки перед собой новых целей. Они легко предсказывают ход только тех событий, которые неоднократно наблюдали.

Речь начинает выполнять контролирующую функцию

Развитие речи идет в нескольких направлениях:

• совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;

• Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

ВАЖНО

• Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением.

• Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.

Средний дошкольный возраст — это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное нравственное поведение. В этом возрасте на первый план выходит формирование личностной установки на соблюдение нравственных норм.

В этом возрасте ребенок прислушивается к мнению окружающих. Оценивает других на основе оценок старших и их отношения к оценкам («Хорошее всегда делает правильно, а плохое всегда делает плохо»).

К пяти годам ребенок может оценивать совершенное им действие с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и для себя. Ему становится понятен смысл оправдания: «Если я причиняю вред другому, то становится грустно и неприятно и ему, и мне; Когда мне хорошо, мы оба счастливы». .

Важно, чтобы дети не несли в себе плохих качеств ( они часто говорят: «Я не жадный», а не «Я хороший»). Переживание чувства стыда за неправильный поступок может возникнуть только в случае положительного опыта, накопленного ребенком, когда ему есть что терять. Если ребенок не накопил положительного опыта, не испытал гордости за это, то нет смысла обращаться к нему со словом «стыд».

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неразрывно связаны с соответствующим актом, а также с тем, что когда-то было обозначено как «надо». Формирование чувства долга облегчает переход от интересной игры к обязательному заданию. Это требует специальной подготовки. Взрослый должен объяснить, почему и что «надо сейчас».

ВАЖНО

• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние (Я рассердилась, потому что ты капризничаешь).

• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!»).

Особенности возраста

• Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

• Повышенная познавательная активность.

• Умение подчинять свое поведение правилам в игре.

• Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

• Появление осознанности собственных действий.

Новообразования

• Контролирующая функция речи.

• Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

• Появление элементов произвольности.

• Появление внеситуативно - личностной формы общения со взрослым.

Цели и задачи для взрослых

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3. Создавать условия для проявление познавательной активности.

4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Родитель – пример для подражания.

Важно!

• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!»).

• Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

• Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

• Читать различную литературу, учить стихи.

• Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

• Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

• Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).

• Отдалять от себя ребенка.

• Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

• Оставлять вопросы детей без ответа.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цели:повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с возрастными особенностями детей 4-5 лет;знакомить родителей с задачами и особенностями.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности детей 4–5 лет. Возраст «почемучек»
Опубликовано: 21 августа 2022 в 14:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Возраст «почемучек»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Сауткина (УИ 2870547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД