Лучший педагог года 2022

Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего возраста

Аида Баймурзова
Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего возраста

Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике, это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При общении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Переход детей в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

«…Мы можем научить малышей тому, что умеем; мы готовимся к школе, - такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность»

Старший дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в жизнь взрослого, активно в ней участвовать.

В старшем дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, выступающая орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование действий.

Психологи С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин отмечают в своих исследованиях, что особенности субъективного отношения к природе у старших дошкольников в большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. В. А. Ясвин в своем исследовании отмечает, «в современном обществе преобладает прагматизм - природу рассматривают лишь с позиции пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их». Новым типом отношения к природе должно стать субъектно – этическое (партнерское) отношение к природе. С помощью такого типа отношения может быть решена проблема формирования осознанного отношения к природе. Важное место в формировании гуманного отношения детей к природе занимает организация эмоционально – чувственного опыта общения детей с природой, нравственно – положительных этических переживаний ребенка: заботы, сострадания, ответственности, желания помочь живому существу, уверенности в правоте своих поступков.

Отношение к природе является важным показателем экологической культуры. Значимой характеристикой отношения является осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться на основе знаний – к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего. Установлено, что экологическому подходу более других отвечает характеристика отношения, как осознанно – правильная. При этом под правильным понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей, существующих между любым живым организмом и средой его обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под осознанным подразумевается то, что ребенок владеет пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить, почему так надо поступать, или понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нем как обязательный, так как он обеспечивает весь процесс его формирования.

Критериями сформированности осознанного и гуманного отношения к природе являются следующие:

понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека;

освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту;

проявление активного отношения к объектам природы (заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Таким образом, формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота о природе, есть забота о человеке, о его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты.

Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста необходимо отобрать такие методы и формы работы по экологическому воспитанию, чтобы ребенок мог не только получать определенные знания о природе, не только любоваться ее красотой, но и мог прочувствовать, «пропустить» через себя, обрести субъективное отношение к миру природы.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего возраста
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 11:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 февраля. День зимнего пейзажа

 Каждое время года красиво по-своему, и у каждого свой пейзаж. Царственная величественная красота зимы воспета писателями, поэтами и художниками. Зимние пейзажи строгие и лаконичны, они хранят в себе...

1 февраля. Всемирный день чтения вслух

1 февраля книголюбы и книгочеи во всём мире отмечают Международный день чтения вслух. Праздник этот придумала общественная организация LitWorld – для того, чтобы подчеркнуть, как важно в процессе чтения...


Горячие темочки