ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Звонарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Все профессии нужны, все профессии важны. Звонарь
Актуальность.
Современное российское общество осознает огромное значение разностороннего развития личности ребёнка, связанного с реализацией таких целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудовыми действиями, орудиями труда, профессиями – важная составляющая гармоничного развития ребёнка.
Публикация «Проект „Все профессии нужны, все профессии важны, Звонарь“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем, поэтому формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учё том современных образовательных технологий: технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; педагогической технологии организации сюжетно-ролевой игры; технологии интегрированного обучения.
В МБДОУ "Детский сад № 47 "Веселинка" города Димитровграда Ульяновской области реализован познавательно-исследовательский детско-родительский проект "Все профессии нужны, все профессии важны Звонарь". Ценность этого проекта состоит в том, что родился он по инициативе детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Во время экскурсии в Свято-Никольский Храм дети услышали колокольный перезвон, и их заинтересовало, кто же «включает» колокола на звоннице? Так появилась идея познакомить детей с профессией звонарь. Педагоги сумели грамотно поддержать инициативу и создать ситуацию поисково-познавательной деятельности детей.
С 2015 года детский сад по поручению Губернатора Ульяновской области С. И. Морозова был определен областной пилотной площадкой по созданию групп для детей старшего дошкольного возраста с изучением основ православной культуры и программы «Добрый мир» Л. Л. Шевченко.
На основании Распоряжения Министерства образования и науки Ульяновской области от 21.08.2019 № 1410-р МБДОУ «Детский сад № 47 «Веселинка» признано региональной инновационной площадкой по теме: «Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам православной культуры».
Исходя из актуальности темы для нашего МБДОУ и интереса детей к профессии «звонарь», нами была поставлена цель и сформулированы задачи проекта.
Цель проекта : расширение знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессии звонаря; создание условий, повышающих познавательную активность дошкольников, и активизирующих взаимодействие детей, родителей и педагогов.
Задачи проекта :
1. Формировать интерес к профессии звонаря, эмоционально-положительное отношение к профессии.
2. Развивать познавательную активность, эстетический и художественный вкус.
3. Активизировать потребность в изучении православной культуры.
4. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Основным условием при положительном и эффективном формировании у дошкольников представлений о профессии звонаря является создание комплекса психолого – педагогических условий, включающего в себя следующие условия:
1. Профессиональную компетентность педагогов в вопросе ознакомления дошкольников с профессией звонаря.
2. Создание развивающей игровой среды профессиональной направленности.
3. Организацию образовательного процесса и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности.
4. Социальное партнерство с храмом.
5. Сотрудничество с семьями воспитанников.
Тип проекта – познавательно-исследовательский.
Участники: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, родители, педагоги.
Возраст детей: 5-6 лет
Продолжительность – 1 месяц
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Формы работы с детьми в рамках проекта
Познавательно – исследовательская деятельность:
* виртуальные путешествия в прошлое,
* наблюдения,
* рассматривание иллюстраций,
* дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации,
* эксперимент,
* создание мини-музея «От колокольчика до колокола»
* просмотр мультипликационных фильмов
Коммуникативная деятельность:
* беседы,
* чтение художественной литературы
* отгадывание загадок,
* разучивание стихотворений,
* решение проблемных ситуаций,
* дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации
Речевая деятельность:
* размышления и обсуждения над предложенным текстом.
* игры по методу ТРИЗ-технологии
* самостоятельное речевое творчество детей.
Художественно-эстетическая, продуктивная деятельность:
* рисование,
* лепка,
* аппликация
Физическое развитие:
* физкультминутки,
* пальчиковая гимнастика,
* психологические этюды,
* подвижные игры.
Методы обучения:
- игровой;
- творческий;
- проблемное общение;
- проблемно-поисковый;
- опытно – экспериментальный;
- использование ИКТ;
- эффект удивления;
- развивающие, дидактические игры.
Формы организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Планируемый результат:
Для детей:
- формирование обобщенного представления о структуре трудового процесса и понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- формирование знаний о колоколах и колокольных звонах, об устройстве колокола и особенностях его звучания;
- развитие умения поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
- активизация познавательной деятельности, интереса к профессии звонаря, к истории русской культуры;
- развитие слухового и эстетического восприятия при прослушивании колокольного звона; эстетических чувств, оценки и суждения при восприятии слайдов;
- появление чувства уважения к профессии звонаря.
Для родителей:
- приобретение опыта успешного взаимодействия со своими детьми;
- повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- повышение знаний и представлений у родителей о профессии.
Для воспитателя:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции педагогов в плане использования разнообразных форм взаимодействия с родителями. Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Планирование:
Проект включает в себя 3 этапа – подготовительный, основной и заключительный (более подробное описание представлено в таблицах).
1 этап – подготовительный.
Срок реализации: первая неделя – 03.02.2021 по 07.02.2021 г. г.
№ Мероприятие Ответственные
1. Постановка цели, задачи и предполагаемый результат проекта Педагоги группы
2. Определение уровня представлений детей о профессиях священнослужителей Педагоги группы
3. Подбор и разработка необходимого тематического материала (конспектов образовательных мероприятий, бесед и информации для родителей и т. д., подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок по теме проекта. Педагоги группы
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы. Дети, педагоги группы
2 этап – основной.
Срок реализации: вторая, третья неделя – 10.02.2021 по 21.02.2021 г. г.
№ Мероприятия Ответственные
1. Виртуальная экскурсия «Колокольни России», «Храмы Иерусалима»
Беседа с детьми на тему «Кто работает в церкви?» Дети, родители, педагоги группы
2. Совместно с родителями оформление выставки «Наша звонница» Педагоги группы, родители
3. Экскурсия на колокольню «Волшебная звонница» Дети, родители, педагоги группы
4. Дидактическая игра с использованием QR-код
«Уходящая профессия «Звонарь», «Составь колокол» Дети, педагоги группы
5. Экспериментирование со звуком Дети, педагоги группы
6. Квест- игра «В поисках старинных колокольчиков»
Дети, педагоги группы
7. Рисование «Звонница» Дети, педагоги группы
3 этап – заключительный.
Срок реализации: четвертая неделя – 25.02.2021 по 28.02.2021 г. г.
№ Мероприятия Ответственные
1. Сбор и систематизация материала, его анализ, подведение итогов Педагоги группы
2. Видеофильм «Звонарь» Педагоги группы, дети
3. Рефлексия. Разработка перспектив развития. Педагоги группы, родители
План проектных мероприятий
Неделя
День проведения
Проводимые мероприятия
1 неделя понедельник Виртуальная экскурсия «Храмы Иерусалима»
Беседа с детьми на тему «Кто работает в церкви?»
четверг Просмотр мультипликационного фильма «Чудесный колокольчик»
2 неделя понедельник Виртуальная экскурсия «Колокольни России»
Беседа с детьми на тему «Колокольная Россия»
Слушание музыки «Звуки колоколов»
четверг Дидактическая игра «Составь колокол»
Лепка «Колокольчик»
3 неделя понедельник Дидактическая игра с использованием QR-код
«Уходящая профессия «Звонарь»
Экспериментирование со звуком
четверг Квест - игра «В поисках старинных колокольчиков»
Рисование «Звонница»
4 неделя понедельник Экскурсия в Свято-Никольский храм.
Наблюдение за работой звонаря «Волшебный звон»
четверг Аппликация «Мой чудесный колокольчик»
Итоги проектной деятельности :
В результате проделанной работы выявлено следующее:
- Расширены представления детей о профессии звонаря, о необходимости и значении его труда.
- Дети знают, что у колокола есть: «уши», за которые подвешивают колокол на перекладину в колокольне; «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык» — та часть колокола, с помощью которой мы слышим как звонит колокол.
- Воспитанники знают, кто такой звонарь, что обозначают слова "набат", «перезвон». Понимают, что профессия звонаря хоть и редкая, но востребованная. Церковный колокольный звон сами священнослужители называют почерком, потому что у каждого звонаря он свой, неповторимый.
- Для качественного и успешного решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала ознакомлению воспитанников с профессией звонаря. Это позволило углубить знания воспитанников, развить интерес к данной профессии, получить практические умения.
В группе оформлен Светлый уголок, в котором находятся макеты Храма Христа Спасителя, Свято-Никольского храма города Димитровграда; музей "От колокольчика до колокола". Собран богатый теоретический, дидактический и иллюстративный материал по истории появления колокольчиков; художественная литература, стихи, пословицы и поговорки, раскраски. Изготовлен тренажёр из настоящих церковных колоколов малого размера. Дети пробуют свои силы, проявляют свои таланты в получении колокольного перезвона.
Создана видеотека фильмов о работе звонарей, аудиотека колокольного звона разных мастеров.
- С воспитанниками и родителями освоена и внедрена нетрадиционная форма работы - виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия - это организованная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимущество: доступность, возможность повторного просмотра, наглядность. Создаётся иллюзия реального просмотра. Дети погружаются в мир неизведанного через экран монитора. С детьми и родителями совершили увлекательное путешествие по храмам Иерусалима, побывали на колокольнях храмов России, наслаждались перезвонами колоколов. Такие экскурсии позволили получить визуальные представления о местах недоступных для реального посещения.
Таким образом, проектная деятельность помогла познакомить детей и родителей с редкой профессией звонаря. Она объединила педагогов, детей, родителей, открыла возможности работы в коллективе, сотрудничестве, планировании своей работы. Каждый ребёнок, участвуя в проектной деятельности, смог проявить самостоятельность, активность, творчество.
Перспективы:
1. Продолжить работу по ознакомлению детей с другими церковными профессиями.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами по ознакомлению с профессиями.
3. Публикации методических материалов по итогам реализации проектной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианова Е. И Познавательный интерес как духовная ценность дошкольного детства // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Всерос. науч. -практ. конф. (с междунар. участием, 1 апр. 2014 г. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т»; сост. и науч. ред. Н. В. Абрамовских. Сургут : РИО СурГПУ, 2014. С. 37-39.
2. Андрианова Е. И. Воспитание духовно-нравственных ценностей при приобщении к основам православной культуры // Инновационные образовательные практики: детский сад, школа, вуз: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 26 марта 2020 года / Отв. ред. М. Г. Заббарова. Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2020. С. 21-24. (0,2 п. л.)
3. Бородина А. В. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста по теме: «Основы православной культуры» в 2-х частях.
4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Культура и творчество в детском саду: программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М. : Основы православной культуры, 2007.
5. Детям о православной вере. З. Зинченко. С-Пб., Смирение, 2008. (в четырех частях)