Приложение МААМ

Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»

Наталия Ляхова
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»
▼ Скачать + Заказать документы

Совместная познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе по теме : «Встреча с Капитошкой»

Ляхова Наталия Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 70» г. Братска Иркутской обл.

Цель: создать условия для исследовательской деятельности; расширять кругозор детей, обогащать словарный запас. Развивать представление о свойствах льда: твердый, прозрачный, холодный, легче воды, при замерзании увеличивается в объеме, хрупкий, в тепле тает.

Публикация «Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Встреча с Капитошкой“» размещена в разделах

Развивать память, познавательную активность, связную речь. Уяснить с детьми, как человек использует свойства льда: строительство ледяных городков, катков, кубики для охлаждения напитков.

Материал: на каждого ребенка формочка с замерзшей водой, поднос, камешек; солонка с солью, коктельная трубочка с замершей водой, мяч.

Ход

Для того, чтобы собрать вокруг себя ребят, педагог говорит и хлопает в ладоши: «В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь». Те дети, которые подошли к педагогу, тоже начинают хлопать в ладоши и произносить слова: «В круг скорее становитесь, крепко за руки беритесь». Когда все дети подойдут и образуют круг, педагог говорит следующие слова, а дети ему помогают.

В ладоши громко хлопните,

Ногой по полу топните,

Нагнитесь, распрямитесь,

Как струнки потянитесь.

Теперь доброжелательно

Друг другу улыбнитесь.

Должны вы сесть,

Глаза закрыть,

И обо всем на миг забыть.

В то время, когда у детей закрыты глаза, посреди комнаты появляется сундучок.

Ой, а что это за сундучок?

- Как вы думаете, что в нем лежит? (ответы детей).

Для того, чтобы узнать, что в нем лежит, нужно задать вопросы. Но вопросы должны быть не на угадывание, а для того, чтобы узнать, как можно больше об этом предмете.

Предполагаемые вопросы.

- Это, живое? (нет)

- Это, неживое? (да)

- Это, сделано руками человека? (нет)

- Это, явление природы? (да)

- Это, горячее и газовое? (нет)

- Это, твердое? (нет)

- Это, воздушное? (нет)

- Это, летает? (нет)

- Это, мокрое? (да)

- Это, течет? (да)

- Это, вода? (да)

Дети открывают коробку и удивляются:

- А где же вода? Здесь только игрушка Капитошка.

- Ребята, а как вы думаете, куда же исчезла вода? (она испарилась)

- Правильно, вода испарилась, осталась только одна капелька-Капитошка.

- А в виде чего испарилась вода? (в виде пара)

- В каких еще видах бывает вода? (в жидком и твердом/лед, снег).

Капитошка предлагает поиграть вам с ним. А для этого нужно разделиться на две компании. Как это можно сделать? (предположения детей). Предлагаю одну компанию назвать «Лед», а вторую «Вода».

А теперь задание от Капитошки :»Кто больше вспомнит свойств воды и льда». Для этого, я предлагаю вам листочки и карандаши. Найдите каждая компания себе местечко и зарисуйте значками все, что вы знаете о воде и льде. Время у вас только 3 минуты (ставятся песочные часы). По истечении времени каждая команда по очереди называют свойства воды и льда. Дети отмечают, что про воду они знают больше. Что же нам нужно сделать, чтобы узнать как можно больше свойств льда ( предполагаемые ответы: спросить у взрослых, почитать в книгах, посмотреть в интернете, понаблюдать, провести эксперимент).

Вы все назвали правильно, сегодня мы с Капитошкой приглашаем вас в лабораторию для проведения некоторых опытов.

Пройдите к вешалке и наденьте халаты. Садитесь вокруг стола и давайте попробуем все вместе ответить на некоторые вопросы.

- Зачем каждое утро зимой дворники посыпают возле автобусных остановок песок? (чтобы машинам легче было тормозить).

- Почему в некоторых городах вместо песка используют соль? (ответы детей)

Капитошка предлагает нам провести такой опыт: «Спичка-пленница». Сегодня утром, когда Капитошка наливал воду в формочки, он нечаянно рассыпал туда спички, давайте поможем ему их собрать (дети пробуют, но у них ничего не получается).

- Что случилось, почему вы не можете собрать спички? (они вмерзли в воду, «Попали в плен».)

- Как же нам их достать? (дети предлагают различные варианты. То, что можно выполнить дети выполняют и проверяют, получится у них или нет. Если никто не догадался, педагог предлагает посыпать на спичку соль). Давайте на некоторое время оставим нашу лабораторию и поиграем с Капитошкой в игру «Хорошо-плохо» (игра проводится с мячом).

Воспитатель называет слово «лед», а дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: лед-это хорошо, потому, что можно кататься с ледяной горки, на катке, потому, что построят ледяной городок и будет очень красиво, можно украсить ледяными кубиками наш участок, а если набьешь шишку, то нужно приложить лед. Лед-это плохо, потому, что можно поскользнуться и упасть, а если лед кушать, то можно заболеть, он холодный и от него мерзнут руки и т. п.

Вернемся в нашу лабораторию. Что же мы видим? (лед вокруг спички начал таять и спичку можно легко достать).

Так зачем дворники посыпают снег и лед солью? (чтобы они таяли, и машины могли легко тормозить возле остановок).

- А теперь давайте ответим на следующий вопрос. Но вначале загадка.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий –

В ладошке лежать.

Тяжелый, большой –

Одному не поднять

Кто, дети загадку мою отгадает?

Кто этот предмет по приметам узнает?

Дети: Это камень. Это разные камни.

Найдите в нашей лаборатории камни. Возьмите по одному камешку в руки и скажите, какие они: (дети говорят по очереди) твердые, гладкие, шершавые, холодные, серые, большие, маленькие и т. д.

Скажите, а может ли лед разрушить этот камень и как? (дети выдвигают свои гипотезы).

Если ни одна из гипотез не является правильной, то педагог просит вспомнить, что они сегодня утром делали с коктельной трубочкой (налили в нее воду и закрыли с двух сторон пластилином.)

- Так давайте посмотрим, что случилось с нашей трубочкой (вода в виде льда торчит с каждой стороны трубочки).

- Что произошло с водой? (она замерзла).

- Почему она вышла из трубочки? (предположения детей).

Если никто из детей не сможет ответить правильно, то отвечает педагог: «Вода при замерзании расширяется и ей не хватает места в трубочке. А теперь представьте, что вода попала в горах в мелкие трещины и замерзла. Что случится дальше? (в горах появятся трещины, и гора разрушится).

-Какой вывод мы можем сделать?

Вода при замерзании расширяется и разрушает горы.

Капитошка опять приглашает вас поиграть. Но сначала скажите, а вода в твердом виде бывает только в виде льда? (она бывает еще и в виде снежинок). Так вот Капитошка хочет вам подарить по такой красивой снежинке.

Подуйте на них, положите на голову и покружитесь. Педагог тихим голосом читает стихотворение, а дети выполняют движения.

Полночный снег он не спешит, Дети плавно поднимают руки

Он медленно идет. то вверх, то вниз.

Но знает снег, что все равно Дети наклоняются вниз и

Он где-то упадет. показывают на лежащий снег

И чем он медленней шагал, Дети шагают

Чем осторожней был,

Тем легче в темноте упал Дети приседают.

И нас не разбудил.

А теперь давайте вернемся в нашу лабораторию и посмотрим на формочки, в которых мы замораживали воду. Почему она получилась, то в виде зайчика, то в виде рыбки, то в виде бабочки? ( предположительные ответы детей: вода жидкая и она принимает форму того сосуда, в который ее наливают).

Попробуйте достать эти льдинки из формочек (если у детей ничего не получается, то педагог предлагает погрузить формочки

в горячую воду).

- Почему льдинки легко выпали? (ответы детей).

Какай же вывод мы можем сделать?

При замерзании лед расширяется, при нагревании уменьшается.

- Дети, а как вы думаете, что будет, если я в стакан с водой опущу камень? ( ответы детей: камни утонут, а вода выльется из стакана).

- Почему камни утонули? (они тяжелые).

- А если в воду положить лед, он тоже утонет? (ответы детей). Давайте проверим (дети погружают лед в стакан с водой). Лед не утонул. Почему?

Вывод: Лед легче воды, поэтому он не тонет.

Какой опыт был самым сложным? Трудно ли было найти правильное решение? Людям, каких профессий могут понадобиться подобные сведения и для чего? Хотите ли вы исследовать еще что-нибудь? Капитошка прощается с вами и просит вас написать ему письма, какие исследования вы бы хотели с ним провести, а на память он вам дарит эмблему «Капитошка».

Публикации по теме:

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»
Опубликовано: 14 июня 2013 в 07:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Встреча с Капитошкой»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ляхова (УИ 61295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД