Получи документы

Встречи в гостиной как одна из форм психологического просвещения родителей

Снежана Понкратьева
Встречи в гостиной как одна из форм психологического просвещения родителей

«ВСТРЕЧИ В ГОСТИНОЙ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Понкратьева С. Б.

МБ ДОУ «Детский сад №16» г. Новокузнецк

Актуальность психологического просвещения родителей повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования, которые были определены в Федеральной программе развития образования.

Публикация «Встречи в гостиной как одна из форм психологического просвещения родителей» размещена в разделах

«На сегодняшний момент именно это направление деятельности должно стать приоритетным, а психологическое сопровождение образовательной программы будет способствовать освоению ее содержания дошкольниками и достижению ими итоговых результатов - интегративных качеств» [1;8].

Просвещение родителей и педагогов осуществляется в основном во время кон-сультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком. А психопрофилактическая работа часто огра-ничивается решением задач адаптации и подготовленности детей к школьному обуче-нию. Несомненно, это серьезные проблемы. Но за пределами внимания педагога-психолога остаются другие, не менее важные задачи профилактической работы - со-действие созданию «условий для полноценного развития ребенка на каждом возраст-ном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и ин-теллекта». [2;6] Данное положение в определенной степени меняет приоритеты в направлениях работы педагога-психолога. Именно сохранение психологического здо-ровья оказывается в центре деятельности психолога ДОУ. Эта цель может быть достиг-нута при условии решения психологом довольно большого круга задач, и в частности, «построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полно-ценного развития каждого ребенка» (ФГТ,п. 6.6)

Необходимость психологического просвещения родителей вытекает из многих естественных причин:

1. Очевидная тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и влияние домочад-цев на его поведение в ДОУ.

2. Неизбежность координации усилий родителей и педагогов при оказании по-мощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.

3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в ДОУ для его общего развития с одной стороны и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка с другой.

Именно в приобретении родителями конструктивного подхода к проблемам ре-бенка состоит профессиональная помощь педагога-психолога.

Новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, кото-рые в последнее время завоевывают все большую популярность. Эти методы можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто бо-лее эффективной, чем индивидуальное консультирование.

Одна из форм работы с родителями – «Встречи в гостиной». На них разные спе-циалисты предлагают детям и взрослым занятия, задания, беседы на интересные для участников темы, коммуникативные и развивающие игры с использованием музыки, драматизации, творческой деятельности. Совместные игры помогают лучше узнать своего ребенка и поддержать его в творческом развитии. Педагог-психолог детского сада помогает родителям поиграть со своим малышом в группе, наладить с ним эмоци-ональный контакт, а заодно и обсудить проблемы в поведении и пути их решения вме-сте с другими родителями и педагогами.

Акцент на этих встречах должен быть сделан на познание взрослыми особенно-стей психологии детей разного возраста, существующих у них уровней эмоциональной регуляции своего поведения, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии за-дач и стилей воспитания, собственной родительской позиции.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы ре-шить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взгля-нуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспи-тания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

«Гостиная» организуется один раз в неделю в вечернее время, продолжитель-ность - до 1 часа. Проводит встречу педагог-психолог - один или в паре со специали-стом детского сада. Для ведущего цель «гостиной» - поддержка детей и родителей в стремлении общаться друг с другом, делать что-либо вместе, переживать новое сообща, открывать внутренний мир другого человека. Для родителей цель таких встреч - рас-ширение возможностей понимания своего ребенка; улучшение рефлексии своих взаи-моотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

Часть занятий посвящена совместной деятельности родителей и детей, которая становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым нахо-дятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и для ребенка:

• Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает роди-телей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, родителям предлагается ролевое проигрывание проблемной ситуации: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?»

• Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию те-лесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.

• Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).

• Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнасти-ческие упражнения, игровые задания).

• Метод визуализации для взрослых.

• Ведение дневников родителями.

Опыт проведения таких встреч показывает, что эффективность участия во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. В результате такой работы мы стремимся, чтобы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому избегаем давать готовые «рецепты» и ориентируем родителей не на советы и рекомендации, а на активность и самостоятельный поиск.

Работа в родительских группах подтверждает мнение большинства профессиона-лов, что люди могут меняться, если они попадают в развивающую среду, получают возможность честного и открытого общения, могут обсуждать различные проблемы в атмосфере доверия и понимания.

Положительным итогом такой работы становится улучшение взаимопонимания в семье, изживание негативных паттернов в общении с малышом, которые и являются причиной отклонений в его эмоциональных реакциях и поведении.

А также изменение взгляда родителей на своего ребенка на более позитивный, понимание и принятие его индивидуальности, осознание вреда и пользы своих воспи-тательных воздействий.

Литература

1. Бурлакова, И. А., Ягловская, Е. К. Психологическое сопровождение образова-тельной программы ДОУ [Текст] / И. А. Бурлакова, Е. К. Ягловская// Справочник педа-гога-психолога. Детский сад. - 2011.- №2.- С. 5-9.

2. Бурлакова, И. А. Федеральные государственные требования к психолого-педагогическому обеспечению [Текст] /И. А. Бурлакова//Справочник педагога-психолога. Детский сад. - 2012.- №2.- С. 4-10.

3. Лопатина, О. Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилак-тике нарушений эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / О. Г. Лопатина// Спра-вочник педагога-психолога. Детский сад. - 2012.- №4.- С. 65-79.

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Фотоотчёт встречи в музыкальной гостиной для детей 6–11 лет и родителей «Упоительный Россини»Фотоотчёт встречи в музыкальной гостиной для детей 6–11 лет и родителей «Упоительный Россини» Фотоотчёт встречи в Музыкальной гостиной для детей 6-11 лет и родителей "Упоительный Россини".На излёте февраля в малом зале ДШИ состоялась.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Сценарий встречи в музыкально-литературной гостиной «Осенняя лавочка» 6+Сценарий встречи в музыкально-литературной гостиной «Осенняя лавочка» 6+ Наверное, у всех уже прошла пора осенних праздников. Но сезон-то ещё не закончился. И никто, надеюсь, не станет возражать, что закрепить.

Сценарий встречи в «Музыкальной гостиной»Сценарий встречи в «Музыкальной гостиной» «Путешествие в Музыкальную страну» Сегодня, дорогие коллеги, я вам предлагаю сценарий вечера, посвященного музыке, который можно использовать.

Сценарий встречи в семейной гостиной «Вербное воскресенье» с показом творческих работ «Верба-вербочка»Сценарий встречи в семейной гостиной «Вербное воскресенье» с показом творческих работ «Верба-вербочка» Сценарий встречи в Семейной гостиной «Вербное воскресенье» с показом творческих работ «Верба-вербочка» Цель: Формирование духовно-нравственных.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Встречи в гостиной как одна из форм психологического просвещения родителей
Опубликовано: 23 октября 2022 в 09:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД