Галина Михайловна Васькина
Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
(консультация для педагогов)
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он вовлечен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся
с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
В законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В соответствии с законом «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». «Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Еще Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Традиционными являются такие формы работы с родителями, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников ДОУ, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать такие формы, когда «знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка».
Как вы знаете, одной из самых популярных форм работы с родителями являются родительские собрания.
Собрания делятся на следующие группы:
• Общие собрания для родителей. На повестке дня таких собраний
выступают вопросы, связанные с ремонтом ДОО, со сменой руководства, изменением режима работы или статуса учреждения и т. д.
• Групповые собрания. Для родителей одной возрастной группы,
где обсуждаются вопросы связанные с педагогическими и психологическими проблемами воспитания детей данной возрастной группы и текущие вопросы организационного характера.
• Микрогрупповые собрания. Рассматривание конкретного
вопроса, проблемы или аспекта в работе с детьми. На встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные проблемы. Также разумно приглашать на такие встречи специалистов в данной сфере.
• Собрание-прецедент. Т. е собрание касающееся какого-то конкретного случая. На такие собрания целесообразно приглашать родителей детей из старших групп, которым тоже полезно вспомнить, какие проблемы решались ими несколько лет назад и поделиться своим опытом.
• Заочные родительские собрания. Заочные родительские
собрания проводятся как правило с целью решения текущих организационных вопросов. Родительский комитет обсуждает проблему к каждым родителем, затем решение вывешивается на доске объявлений в форме протокола. В конце стоит формулировка «С решение собрания согласен…», далее все родители ставят свою подпись, таким образом экономится время на решение каких-либо организационных вопросов (сбор средств на фотографии, посещение театра, посадка цветов и т. д.).
Родительские собрания – это основа взаимодействия родителей и педагогов, людей которым предстоит действовать сообща в вопросах воспитания и развития ребёнка. Результаты их усилий часто зависят от эффективности этих собраний. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с целью активизации родителей, для вовлечения их в жизнь ДОУ оптимально использовать интерактивные методы при организации родительских собраний.
Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. Другими словами, в отличие от активных метод, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.
Для эффективности интерактивных методов необходимо соблюдать следующие условия :
• Обеспечивать комфортность участников собрания.
Педагог не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок и особо следует отмечать ценность обратной связи («Очень важно, что вы об этом сказали»).
• Заинтересованность родителей.
Нужно объяснить родителям, что интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации, применить полученные знания и т. д.
• Организовать пространство.
Обязательно нужно правильно поставить столы и стулья. Например, поставить их буквой «П» или полукругом, что бы все видели друг друга и могли свободно общаться.
• Предупредить родителей заранее.
Сообщить о том, что на собрании буду применяться новые формы взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения или красочное объявление).
Примеры интерактивных методов организации родительских собраний.
«Большой круг»
1 этап – родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.
2 этап – в течении определённого времени (10 мин) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
3 этап – по кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту - включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Приём «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или её составляющие.
«Аквариум»
Технология «Аквариум» - это разновидность дискуссии.
Участники родительского собрания делятся на две команды. Первая занимается решением какой-либо проблемы. Это активные участники собрания, им даётся задание – например, «придумать способы украшения участка», «как отказать ребёнку в просьбе купить очередную игрушку» и т. д.
Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями членов первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.
По окончанию выполнения задания проводится обсуждение результатов, а затем члены двух команд меняются ролями. Время работы 10-15 минут.
Этот приём дает возможность родителям увидеть друг друга со стороны, увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревший конфликт и как аргументируют свои мысли.
«Круглый стол»
Круглый стол проводят для того, что бы дать возможность родителям послушать выступление нескольких экспертов по определённой теме, а также обсудить проблемные вопросы и выслушать личные точки зрения участников мероприятия.
Круглый стол может помочь участникам получить более глубокое представление об определённом вопросе, а также рассмотреть позиции других участников касательно проблемы.
При проведении круглого стала важно обратить внимание на оформление помещения (столы целесообразно расставлять по периметру комнаты, ведущий определяет себе место так, что бы видеть всех участников).
В ходе работы каждый вопрос обсуждается отдельно. Предоставляется слово родителям или педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса и в конце предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений и поправок.
Главной целью круглого стола является – выявить идеи и мнения по обсуждаемому вопросу или спорному предложению.
«Вечера вопросов и ответов»
За месяц до намеченного срока проведения мероприятия педагог собирает родителей и предлагает им подумать, какие вопросы образования, воспитания и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, классифицируются по проблемам. Педагоги решают на какие вопросы могут ответить сами, а какие требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться имеющимся опытом самим родителям.
Педагоги должны четко представлять теоретические основы по каждой проблеме, пути решения, формы организации, методы и. т.
«Деловая игра»
Эффективна в том случае, если родители имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой родители получают необходимые знания через различные формы, методы, и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения и т. д.
Столы необходимо расставлять так, что бы сформировалось 2 или 3 команды по 4-5 человек. Родители по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Рекомендовано что бы одной из команд были эксперты – наиболее компетентный педагоги по предлагаемой проблеме.
Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды после завершения обсуждения.
Технологии для проведения родительских собраний.
Упражнения для знакомства.
Игра в имена.
Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой или по каждой букве своего имени. (Мария – милая, активная, русая, интересная, яркая).
История имени.
Все участники родительского собрания рассказывают, почему они выбрали именно такое имя своему ребёнку, что оно означает. Можно так же рассказать о своей фамилии. Это интересно не только для родителей, но и для детей. А педагог в свою очередь может тоже подготовить информацию о б именах, о их значении, если родители не знают или дать задание кому-то из родителей.
Игра в мяч
Родители и педагог встают в круг. Воспитатель берёт мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает мяч и своё имя («вас зовут, а меня …»). Если кто-нибудь ошибается, то это воспринимается с доброжелательной иронией и с соответствующими поправками.
Моё имя и я.
Участники собрания встают или садятся в круг. Педагог называет своё имя и свою социальную роль : «Я педагог». Затем по порядку по кругу каждый родитель называет свою социальную роль. Усложнённый вариант игры, назвать предыдущих участников.
Цветочный букет из имён
Предлагается пофантазировать на что похожи буквы имён участников, какого они цвета. На листе ватмана можно подготовить заготовки трафаретов цветов и попросить родителей раскрасить цветок, тем цветом – каким, как им кажется, выглядит их имя. Это упражнение создаёт непринуждённую обстановку, наглядно показывает, сколько родителей на собрании создаёт хорошее настроение.
Имена и хобби
Имена представляются в связке с любимым делом на сказочный манер: «Марья-искусница», «Илья-пророк», «Данила-мастер», «Петро-сказатель» и др.
Любимые животные (тест-шутка)
Каждый родитель записывает на бумаге названия нескольких своих любимых животных. Воспитатель поощряет их выбор, указывая, что животные могут быть выбраны по внешнему виду, по «характеру», за какие-то качества «смелый как лев», «быстрый как антилопа» и т. д. После того как родители выполнили задание, педагог озвучивает ответ: «Первое животное – то, на кого вы хотите походить». «Второе – то, каким вас воспринимают окружающие люди». «Третье - кем выявляетесь на самом деле».
Тест-шутка вызывает разрядку обстановки, желание обсудить те или иные положительный качества, которые родители часто пытаются навязать в стереотипах.
Приёмы начала родительских собраний.
Приветствие
1 вариант. Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени «Здравствуйте, я рад Вас видеть!» - и обязательно добавляет что-нибудь для человека.
2 вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причём не повторяясь. Можно на разных языках.
3 вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы и придумать соответствующее приветствие всем участникам.
Девиз родительского собрания
Родители выбираю девиз под которым будут работать на собрании.
Принятие правил родительского собрания
Проводится на первом собрании в начале года. Правила записываются и вывешиваются на каждом последующем родительском собрании ( например: приходить вовремя, быть позитивным, не критиковать друг друга, не перебивать других, говорить по очереди, никого ни к чему не принуждать, соблюдать конфиденциальность и т. д.).
Приёмы проведения родительских собраний.
Высказать мысль другими словами
Берется фраза, связанная с темой обсуждения на собрании. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например: «Я всегда уверен в свое правоте» - «Меня невозможно ни в чем переубедить».
Анализ собственного опыта
Изложив теорию какого-либо вопроса, педагог предлагает родителям вспомнить, как это связано с их опытом и просит привести свои примеры, подтверждающие выделенный тезис или опровергающий его.
Предупреждающие или запрещающие знаки
Рассмотрев какую-то проблему, педагог предлагает выделить в ней возможные сложности и высказать своё мнение о том, что можно, а чего нельзя делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить изображением (рисунком, схемой) соответствующих предупреждений или запрещающих знаков.
Письмо моему ребёнку на выпускной вечер
Педагог предлагает родителям написать письмо своему ребёнку на выпускной вечер. Это письмо можно предложить написать в начале года, когда ребёнок поступил в детский сад. Описать ожидаемый результат на момент окончания ДОО. Письма подписываются, укладываются в один конверт и торжественно запечатываются. Открываются на последнем собрании, накануне выпуска и раздаются родителям для дальнейшего обсуждения.
Объединить объект в систему
Воспитатель заранее вырезает из газет различные заголовки (связанные с обсуждаемой темой, раздает каждой подгруппе участников по 4-5 вариантов.
Даё тся задание: составить краткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
Карусель
Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов его решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течении 3-5 минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к её решению.
Затем идёт обмен листами, таким образом, что бы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам.
Мешок сюрпризов
Педагог кладет в мешочек все, что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги и т. д. Мешочек пускается по кругу и задаётся начало рассказа. Тот, к кому попадает мешочек, продолжает рассказ. Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в рассказ. Рассказ ведётся до тех пор пока не получит своё логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем связать предметы этой сюжетной линией. Сюжет должен быть связан с темой родительского собрания.
Конкурс знатоков темы
Предлагается известная тема, которую участники родительского собрания уже обсуждали на своих встречах. Участники разбиваются на подгруппы. Каждая из них составляет вопросы и задания по изученной теме для других. Оценивается вопрос и ответ. Предварительно обсуждается максимальное количество балов за вопрос и правильный ответ. Жюри выбирается из числа родителей.
Игры и игровые ситуации на
родительских собраниях
Комплимент
Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые формируют образ данного человека.
Волшебный стул
Один из родителей садиться на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, тот сменяет сидящего на стуле.
Строим пирамиду (башню)
Для построения пирамиды берутся любые предметы. Её можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду, которая бы имела максимальную высоту и была бы устойчивая. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Основная цель данной игры – показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела.
Хлопки
В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное – не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путём изменения ритма или силы хлопка.
Приёмы завершения родительских собраний.
Письменный ответ
На один из вопросов по выбору участника: «Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Что было трудным? Что мешало в работе и почему?». Могут быть и другие впросы по усмотрению организатора собрания.
Система координат
На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат – это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой по организации.
Чудесный ларец
Педагог предлагает участникам собрания ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыком, приобретённых на данном родительском собрании.
Жест дня
Сидя или стоя, родители демонстрирую свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом (или слово дня).
Анонимный совет
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.
Пирамида знаний
Родители строят пирамиду своих знаний, приобретённых или расширенных на собрании. Можно использовать графические схемы или наглядные модели из материала конструктора. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д.
Оценка по карточкам
Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их ожидания. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их. Карточки-оценки помещаются на стенд.
Подведя итог, хотелось отметить, что активное участие семьи в воспитании и развитии ребёнка должно являться приоритетным направлением дошкольного учреждения в работе с родителями. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам утратили своё значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи.
Сейчас, в соответствии с ФГО ДО все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребёнка. Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию. Именно такие формы взаимодействия нам необходимо использовать в работе с родителями.