Светлана Олеговна Саитова
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах
трудового воспитания дошкольников»
Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.
Задачи:
Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей;
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Форма проведения: беседа.
Воспитатель 1 : Добрый день, уважаемые родители!
Все великие педагоги подчеркивали большую роль трудового воспитания в формировании личности. А. С. Макаренко: «Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным.
Наше общение я хочу начать с воспоминаний крепостного крестьянина Федора Бобкова. Вот что он писал о своем детстве : «Участие мое в работах заключалось в наматывании ниток на маленькие шпулечки для тканья миткаля. Летом на моей обязанности лежало нянчить брата и сестру, которые были моложе меня. Во время жатвы я оставался с ними в доме один. Возился я с ними не особенно много, — Петрушке давал кусок хлеба, Кате соску и убегал играть с мальчиками, забывая совершенно о своих питомцах. Изредка соседка наша, тетка Матрена, покричит на меня, что оставил детей без присмотра, тогда я возвращался домой, пихал в рот одному кусок хлеба, другому соску и опять убегал. Вплоть до зимы я бегал босиком, а зимой ходил в лаптях».
Я неспроста зачитала этот отрывок из воспоминаний. Каждый из нас, слушая это отрывок, наверно мысленно перенесся в те далекие времена. Представили этого мальчугана и проводили параллель с нынешними детьми.
Может быть, и была какая-то особая система воспитания для крестьянских детей, но большинство из них росли в естественной окружающей их среде и познавали все новое сами, набивая шишки.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву" : всю домашнюю работу берут на себя.
Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая. И порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример — оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать о том, что труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.
Конечно же воспитание несколько столетий назад проходило и помощью опыта, накопленного поколениями, который передавался от отцов детям. Помогали в этом пословицы и поговорки – краткие изречения, которые имеют огромное воспитательное значение.
Задание для родителей. «Гимнастика для ума. Объясни пословицу» Цель: активизировать память и мышление, вспомнить пословицы и поговорки о труде и правильно найти начало и конец, также объяснить смысл пословицы.
(У каждого родителя карточка с напечатанной пословицей (начало. конец) и объясняет её так, как будто разговаривает со своим ребенком)
Воспитатель 2 :
Наша с вами задача - помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желания и потребность ребенка в получении определенных трудовых умений. Другими словами - формировать положительное отношение к труду.
Давайте разберем несколько ситуаций. (Ситуации раздаются нескольким родителям)
• «Наташа вместе с мамой убирает комнату. И хотя девочке не поспеть за мамой, она все же старается от нее не отстать. Когда работа закончена, они обе придирчивым взглядом окидывают комнату: «Вот теперь красиво, хорошо стало» - говорит мама».
Вопрос : В чем воспитательная ценность участия ребенка в бытовом труде взрослых. (ребенок приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, постигает понятие взаимопомощь) .
• Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.
Вопрос : Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? Ответ:(Нельзя, наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия). Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность, должны быть в меру.
• Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.
- А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – девочка явно гордиться своим поступком.
- Молодец! – говорит мама. – За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.
Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.
Вопрос : Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это, тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)
• Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.
Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».
Вопрос : Согласны ли Вы с папой? Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»
• Мама поручила шестилетнему Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мама заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в комнату и просидел там до вечера.
Вопрос : Правильно ли поступила мама, взявшись демонстративно переделывать работу сына? Как следовало верно поступить в данной ситуации?
• Лена 6 лет, капризничает, она хочет скорее идти гулять и не желает собирать игрушки.
- «Пусть бабушка убирает их одна!»- говорит Лена. Бабушка пытается воздействовать на девочку разными способами, но ничего не помогает.
Вопрос : Как бы Вы поступили в такой ситуации? (Бабушка взяла куклу и обратилась к девочке от её лица. Попросила помочь убрать игрушки. Лена согласилась, уборка была быстро закончена).
Итак, уважаемые родители: Что может делать ребенок дома?
• Чистить пальто, обувь.
• Стирать носовые платки, ленты, носки.
• Накрывать стол для еды, убирать посуду.
• Мыть и убирать игрушки.
• Протирать мебель.
• Убирать свою постель (с помощью взрослого) .
• Подметать пол.
• Поливать комнатные растения.
• Кормить рыб и ухаживать за комнатными растениями.
• Подклеивать книги, коробки для настольных материалов.
• Помогать взрослым в работе по дому.
Труд детей в семье должен быть посильным. Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знат, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной. Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.
Воспитатель 1 :
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное взаимодействие. Большую роль в социализации дошкольников играет трудовое воспитание.
Сущность трудового воспитания детей заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребёнок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства.
Основная Образовательная Программа детского сада рассматривает труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умение планировать свою работу. Труд позволят сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формируют умение учиться. Обучение труду должно происходить не только в семье, но и в детском саду. И сейчас я кратко представлю вам нашу трудовую деятельность по каждому виду.
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда :
-самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
-хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
-труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
-ручной труд ( поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей :
1. Поручения (индивидуальные и совместные) : эпизодические, длительные, отсроченные по времени.
2. Дежурства (индивидуальны и совместные) : по столовой, по занятиям, уголку природы.
3. Коллективный труд.
Самообслуживание. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
Убирать со стола посуду. Умеет правильно пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания взрослого.
Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, прическе.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Хозяйственно бытовой труд. Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на участке. В группе умеет протирать пыль, мыть игрушки, строительный материал, столы, стулья, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно умеет наводить порядок на участке детского сада : подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять постель после сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Труд в природе. Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости.
Воспитатель 2 :
Среди современных ученых бытует мнение, что не следует разделять труд на «мужской» и «женский». Согласны ли и вы с этим мнением? Если нет, то почему?
Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками.
Я попрошу мам описать трудовую деятельность мальчиков, а папы пусть определят трудовые поручения для девочек.
Трудовое воспитание девочек
Девочек необходимо привлекать к домашнему труду : учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших. Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.
Трудовое воспитание мальчиков
Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.
В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия : помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.
Заключительное слово
Воспитатель 1 : мы хотим закончить наше собрание восточной притчей: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошё л к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.
- Воспитание ваших детей – в ваших руках. Желаю вам успехов в этом нелегком
деле.
Решение родительского собрания:
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в
семье индивидуальные трудовые поручения.
2. Использовать в своей работе по воспитанию советы воспитателя,
особое внимание обратить на приобщение ребенка к народному
прикладному искусству, опираясь на традиции наших предков.
3. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам. Не прибегать к наказанию трудом. Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд.