Папки-передвижки

Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей

Филинова Татьяна Сергеевна
Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей

Тема статьи: «Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей»

О смысле жизни спросите меня –

Я вам отвечу, может быть не сразу…

Не буду я искать крылатой фразы

И говорить о буднях бытия.

У нас у каждого – свой смысл и цель своя,

Но самый главный смысл, конечно, - дети!

Они за нас потом другим ответят,

Какими мы взрастили их теперь.

И взрослым детям посмотрев в глаза,

Скажу себе: «Не зря живу на свете!»

И по щеке вдруг скатится слеза

И повторю: «Мой смысл, конечно, - дети!»

Публикация «Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей» размещена в разделах

Л. В. Кладоко

Все мы работаем в ДОУ и конечно же на нам хочется так воспитать детей, чтобы мы могли ими гордиться. И кто как не родители смогут нам в этом помочь. Поэтому мы должны так построить нашу работу, что бы родители стали нашими единомышленниками, партнерами и помогали не на бытовом уровне, а владели психолого-педагогической компетентностью.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги и родители – это единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех воспитания.

Проблема повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка в современных условиях становиться все более актуальной. Значимость проблемы определяется тем, что в последнее время наблюдается отстранение семьи от дошкольных учреждений, педагогов от семьи, семьи – от интересов и амплификации детского развития. Современные исследователи и практики отмечают, что родители не владеют необходимым уровнем компетентности в воспитании детей.

Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Аксиома, не требующая доказательств, заключается в том, что именно родители являются первыми наставниками и педагогами ребенка. Значение семейного воспитания в развитии ребенка нашло свое отражение в трудах выдающихся советских и российских педагогов: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. К. Крупской, П. Ф. Лесгафта, Р С. Буре и др.

Несмотря на большое значение родителей в процессе формирования личности ребенка они не всегда понимают главного принципа родительской компетентности. Результаты проведенной нами диагностики родителей моей группы показали, что многие проявляют некомпетентность в вопросах воспитания и развития детей. Одной из причин является, как правило, низкий уровень образования семьи, что отрицательно сказывается на развитии детей.

В своих трудах еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что «педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

Одним из важнейших условий, на мой взгляд, при рассмотрении данного вопроса является взаимодействие ДОУ и семьи. Это позволит эффективно решать воспитательно-образовательные задачи.

Сегодня «ступенькой» для восстановления этих отношений является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из важнейших задач, которую необходимо решать в рамках ФГОС ДО, является сотрудничество организации с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также в новом стандарте отмечено, что он является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Опираясь на значение слова «компетентность», исследователи по разному трактуют понятие родительской компетентности. Одно из самых распространенных и полных определений родительской компетентности сегодня звучит следующим образом: родительская компетентность – готовность и способность родителей, на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка, целенаправленно создавать эмоционально-комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности. (понятие родительская компетентность можно рассматривать как аналог термина «психолого-педагогическая компетентность родителя»)

Проведенный мной анализ опыта работы дошкольных организаций с семьей помог выделить наиболее популярные формы повышения компетентности родителей (традиционные и современные). Некоторые считают, что традиционные формы работы с семьей устарели и не эффективны в современном обществе. На мой взгляд не стоит полностью отказываться от традиционных форм работы, а вносить в них корректировки, добавлять интересные, современные моменты.

В практике работы нашего ДОУ широко применяются как традиционные, так и современные формы работы с семьей. Но в большинстве своем они направлены на информационную составляющую компетентности, на формирование знаний о ребенке и методах взаимодействия с ним.

Для успешного семейного воспитания мало того, что родители хотят и знают, как можно воспитывать, гораздо важнее то, насколько приемлем для ребенка стиль отношений с родителями, насколько адекватны способы общения и взаимоотношения в каждой конкретной ситуации. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примерами». А для этого надо, научиться родителю работать над собой. В рамках повышения психолого-педагогической компетентности родителей особое место необходимо уделять такому методу воспитания, как положительный пример. Могут быть использованы различные формы работы : родительские клубы, семейные гостиные, занятия с элементами тренинга, индивидуальные и групповые консультации, видеосалон.

В качестве наиболее эффективных форм работы формирования родительской компетентности, на мой взгляд, являются: метод проектной деятельности, метод мозгового штурма и коучинг. Главная тенденция этих методов работы – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Мы с родителями работали как над индивидуальными, так и групповыми проектами. Наиболее удачными на мой взгляд были индивидуальные проекты: «Что интересного в гипсе?», «Я хочу швеею быть – пусть меня научат», «Волшебство из песка», групповые проекты: «Кукла и ребенок», «Кто одежду для нас шьет?», «Зимние забавы». Сейчас в нашей группе реализуется большой проект «Скоро в школу». Он рассчитан на 1 год. Результаты будут видны в конце учебного года. Цель: интеграция интересов семьи, педагогов школы и дошкольного учреждения в развитии интеллектуального потенциала и воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из интересных форм работы, как с родителями, так и с детьми является метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Так же одним из эффективных современных форм работы способствующих формированию психолого-педагогической компетентности родителей является коучинг. Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Но, получив всю информацию по теме и даже имея советы и рекомендации, родители порой так и не приступают к выполнению рекомендаций, не понимая, как и когда, с чего начать и для чего им это нужно. Поэтому, чтобы сделать работу эффективной, а родительские собрания нужными и интересными, в структуру собраний предлагаю включить коучинг.

В основе данной техники положено интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ). Родители во время коучинга не получают советов и рекомендаций, а только отвечают на вопросы, которые им задают. Родители сами приходят к пониманию того, что и зачем им надо делать, определяют способы, с помощью которых они могут достичь желаемого и сами намечают этапы достижения цели.

Данные формы работы мне интересны и потому, что возможно их взаимопроникновение. Так, например, во время работы над проектом можно использовать на одном этапе метод мозгового штурма, а на другом коучинг.

Таким образом, в настоящее время практикой накоплено многообразие традиционных и нетрадиционных форм повышения родительской компетентности. Важно отмечать и поощрять любое стремление членов семьи ребенка к сотрудничеству. При наличии достаточно активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.

Свою статью хочу закончить словами Т. Харис: «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».

Публикации по теме:

Образец психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОО Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника МБДОУ___ Ф. И. О. ___ года рождения В МБДОУ___ ребенок поступил ___г.

«Папина школа». Эффективная форма психолого-педагогической поддержки детей от 2 до 3 лет и их родителей Т. М. Дривицкая, заместитель заведующего по основной деятельности Государственное учреждение образования «Ясли – сад №40 г. Лиды», Лида.

Видеофильмы как средство повышения педагогической компетентности родителей в области организации ЗОЖ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №133 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ.

Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника Семья является первым и главным институтом,.

Формирование педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности детей с использованием коуч-технологий Здравствуйте, уважаемые родители! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей.

Групповой консилиум для родителей «Создание психолого-медико-педагогической службы в детском саду»Групповой консилиум для родителей «Создание психолого-медико-педагогической службы в детском саду» «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВЫЕЗДНОЙ МОБИЛЬНОЙ БРИГАДЫ ЦЕНТРА «СО-ДЕЙСТВИЕ» В УСЛОВИЯХ ДОУ» Создание психолого-медико-педагогической службы в.

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада с семьей» Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое.

Педагогический совет «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей» В марте в нашем саду состоялся педагогический совет и я выступала по теме: «Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения.

Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС до Психолого-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в условиях ФГОС ДО На современном этапе развития общества актуальной.

Повышение педагогической компетентности родителей посредствам нетрадиционных форм работы Актуальность Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОО с семьей по формированию психолого-педагогической компетентности родителей
Опубликовано: 19 октября 2018 в 17:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД