МААМ-картинки

Взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Ирина Прокофьева
Взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Цель: познакомить слушателей с приобретенным опытом работы по взаимодействию субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В ст. 4 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определён перечень органов и учреждений, входящих в систему профилактики. Это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и др. ведомства.

Публикация «Взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» размещена в разделах

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Понятия:

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. необходимо информировать:

Прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних (приложение № 1);

КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

Органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;

ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших преступление или антиобщественные действия;

Органы здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;

Органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

Органы по делам молодёжи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

Органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: занимают важное место в системе раннего выявления семейного и детского неблагополучия.

Незамедлительно информируют ОВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений.

Опеку и попечительство – о детях, оставшихся без попечения родителей.

Органы социальной защиты - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке.

Органы здравоохранения - о детях, нуждающихся в лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств или психотропных веществ.

Органы по делам молодёжи – об организации досуга и отдыха.

КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Информация пишется на бланке школы, на имя начальника субъекта профилактики, подпись директора школы, обязательно печать, зарегистрировать исходящий номер.

Проводят совместные рейды с ОВД, принимают участие в мероприятиях ОВД, организуют систематические сверки учётов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле. Информируют ОВД о фактах получения травм в специальных учреждениях, самовольных уходах воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.

После выявления, оказания неотложной помощи и информирования субъектов системы профилактики необходимо :

1. Поставить на учёт несовершеннолетнего или семью, оказавшуюся в социально опасном положении для проведения ИПР, с заведением учётной документации для сбора информации.

2. Выявить причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению правонарушений, нахождению в социально опасном положении.

3. Составить план проведения ИПР, с включением субъектов, которые могут оказать помощь в адаптации, реабилитации объекта с указанием конкретных сроков, ответственных за исполнение, согласовав его с исполнителями.

4. Проводить совместную работу с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

5. После проведения комплекса мероприятий по устранению причин и условий, оказанию различных видов помощи составляется отчёт.

ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ИПР В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Муниципальные отделы и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведут сбор информации от подведомственных учреждений о выявленных несовершеннолетних и о фактах информирования субъектов системы профилактики о выявленных несовершеннолетних. Полученную информацию передают в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КДН и ЗП фиксирует факты направления несовершеннолетних в органы и учреждения системы профилактики.

КДН и ЗП координирует деятельность по ИПР.

СТАДИИ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.

1. Выявление. Сообщение. Учёт.

В выявлении несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации,

принимают участие все субъекты системы профилактики.

Способы получения информации:

- сообщения граждан;

- сообщения должностных лиц органов и учреждений;

- в ходе проведения рейдов;

- заявления родственников, соседей.

Работа по созданию системы раннего выявления всех форм семейного неблагополучия является важным аспектом деятельности субъектов профилактики.

Сообщение, как правило, не содержит подробных сведений о семье и ребёнке и имеющейся проблеме, в связи с этим на стадии учёта семьи идёт сбор информации и документов.

Сбор информации состоит из:

- обследования жилищно-бытовых условий;

- беседы с ребёнком, его родителями, родственниками и другими лицами;

- получение обзорных справок на семью и ребёнка от субъектов системы профилактики.

Сбор документов состоит из получения:

- копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положение;

- документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании ребёнка;

- обзорных справок, объяснений, актов жилищно-бытовых условий;

- справок об учётах в ПНД, наркологическом, туберкулёзном и иных диспансерах;

- медицинских документов (о состоянии здоровья членов семьи, справки о наличии групп инвалидности и т. д.);

- иных документов.

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребёнка намечается комплекс мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и организации индивидуально-профилактической работы.

2. Индивидуально-профилактическая работа.

Индивидуальную профилактическую работу (ИПР) с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребёнка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройства.

Мероприятия индивидуально – профилактической работы :

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т. д.);

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т. д.);

- по защите права на образование, отдых, труд (устройство в школу, направление в лагерь, организация досуга, временная занятость и т. д.);

- по защите жилищных прав;

- по защите имущественных прав;

- по защите неимущественных прав (право на имя, на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учёт мнения ребёнка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т. д.);

- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т. д.).

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних и недопущение совершения ими правонарушений.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Постреабилитация - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних, ранее состоявших на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Организация досуга несовершеннолетних :

• организация работы бесплатных кружков и секций;

• организация совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в ПДН.

• организация мест свободного общения для подростков и молодёжи;

• проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров, передвижных выставок, кинолекториев;

• проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта;

• реализация мероприятий, способствующих профориентации и обеспечивающих трудовую занятость несовершеннолетних;

• реализация программ различной направленности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Устройство и дальнейшая поддержка.

Оказание различных видов помощи по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (установление опеки или попечительства, передача на воспитание в приёмную семью, усыновление, устройство в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и временному устройству в приюты, социально-реабилитационные центры для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, педиатрические отделения больниц.

Работа с данной категорией граждан очень сложная, требует огромного терпения. Реабилитация семьи иногда занимает достаточно длительное время, но результаты часто зависят от личного участия специалистов служб системы профилактики, от неравнодушного подхода к проблемам семьи, от проявления стойкости, упорства и терпения. Важно ни только оказать поддержку, но и научить самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Ни только «поймать рыбу и накормить, а дать в руки удочку и научить ловить рыбу».

Публикации по теме:

Модель организации свободной деятельности и досуга как средство профилактики правонарушений учащихся школы Выступление на районном семинаре социальных педагогов «Итоги 2018-2019 учебного года, задачи на новый учебный год» Доклад с элементами.

Консультация «Современные системы взаимодействия образовательных учреждений и семьи» Кудина Алена Александровна «Современные системы взаимодействия образовательных учреждений и семьи» Первая школа воспитания растущего человека.

Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума С самого рождения человек находится под влиянием социума, воздействие которого на личность очень велико. Наше окружение влияет на наш выбор,.

Фотоотчет о месячнике профилактики правонарушений несовершеннолетнихФотоотчет о месячнике профилактики правонарушений несовершеннолетних С целью формирования комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье, а так же профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Методическая разработка родительского собрания по профилактике совершения преступлений и правонарушений Методическая разработка родительского собрания по профилактике совершения преступлений и правонарушений Родительское собрание посвящено.

План мероприятий по профилактике безнадзорности среди детей в подготовительной к школе группе Месяц Мероприятия Ответственный С детьми С родителями сентябрь 1.«День дошкольного работника.» концерт 2. День здоровья. 3. Игра «Давай.

План работы совета по профилактике правонарушений среди учащихся школы № п/п Мероприятие Ответственные Встречи с работниками ОДН, медицинскими работниками. Беседы с обучающимися по профилактике правонарушений.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников в младшей группе Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства.

Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения как результат созидающей деятельности всех субъектов образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Опубликовано: 22 октября 2019 в 19:14
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД