МААМ-картинки

Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса

Ирина Хохлова
Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса

Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения как результат созидающей деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Хохлова И. Н.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок.

Публикация «Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса» размещена в разделах

Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. [5].

Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста приобретает стойкие тенденции. Не только социальные факторы, но и существующая система образования способствуют ухудшению состояния здоровья. Проблема формирования здорового образа жизни является не столько медицинской, сколько социальной, поэтому необходимость создания специальных профилактических, коррекционных и развивающих программ для субъектов образовательного пространства является актуальным. Особенно это важно в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку проблема формирования здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, необходимо на ранних этапах развития и требует совместных усилий государственных,

образовательных организаций, медицинских учреждений и самого населения [7].

За последние годы появились исследования по данной проблеме, в которых отмечается, что сохранение и укрепление психического и физического здоровья дошкольников возможно как в процессе целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности, так и в организуемой расширенной и углубленной деятельности в социуме, организации взаимодействия детей и родителей, объединении усилий врачей, педагогов, психологов.

Поэтому приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является : создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду дошкольного учреждения или здоровьесберегающее пространство.

В нормативных документах, регламентирующих содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению, определены основные правила и нормативы к организации режима работы, учебной программы в дошкольных учреждениях. На эти документы ориентируются руководители дошкольных образовательных учреждений при организации среды обучения и воспитания детей.

Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и дошкольном учреждении определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего

возраста. По мнению И. И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки [2].

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья[3,с. 48].

Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией дошкольного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов. В слагаемые этого пространства входит все то, с чем воспитанники соприкасаются в течение дня. Это их взаимоотношения с родителями, со сверстниками, окружающая среда, учебный процесс и деятельность во внеучебное время. Здоровьесберегающая среда воспитывает, обучает, формирует представление о мире в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотно построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые [6,с. 192].

В основе здоровьесберегающей деятельности лежат следующие принципы оценки состояния здоровья личности :

1) системность (здоровье есть интегральная характеристика иерархического взаимодействия систем организма, формирующих его целостность);

2) функциональность (оценка состояния здоровья с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; взаимодействия с факторами среды);

3) индивидуальность (формирование критериев диагностики и программ коррекции с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей);

4) историчность (оценка текущего состояния с учетом индивидуальных особенностей развития личности, этапа его онтогенеза) [1].

Содержание данной деятельности определяется ее функциями:

· системно-прогностической, призванной создать целостную систему оздоровления среды, определить перспективы и пути ее совершенствования, представить будущее состояние и развитие формирования здоровья;

· медико-психолого-педагогической, предусматривающей меры, направленные на формирование, сохранение, укрепление здоровья и создание престижа здорового образа жизни;

· ценностно-ориентированной, обеспечивающей ориентацию на здоровье как на одну из основных в аспекте общечеловеческих ценностей.

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении должно строиться на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.

Основными задачами, стоящими перед коллективом ДОУ в рамках данной деятельности являются :

· обеспечение необходимой медико-гигиенической и психологической информацией о здоровом образе жизни;

· вовлечение медицинских работников в просветительную работу и воспитательную деятельность;

· проведение профилактической и коррекционной работы с каждым субъектом образовательного пространства;

· использование средств и методов для диагностики и прогноза состояния психического и физического здоровья;

· выявление индивидуальных психофизиологических и соматических особенностей личности;

· разработка индивидуальных программ по коррекции психического и физического здоровья;

· систематический мониторинг за состоянием функциональных систем организма, психологического статуса и динамике адаптации к факторам внешней среды.

Основными направлениями являются: внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни; приобщение педагогов и родителей к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в ДОУ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий [4] :

1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация здоровьесберегающей среды).

2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией

данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.

4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Реализация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ возможна на основе использования схемы функционального взаимодействия специалистов различного профиля (психофизиолога, врача, психолога, педагога, специалиста по физической культуре) как на этапе проведения комплексной диагностики, так и при осуществлении коррекционных и развивающих мероприятий, включая средства и методы оптимизации образа жизни.

Таким образом, здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения является результатом созидающей деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Список используемой литературы:

1. Ахутина,Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход. - М: Школа здоровья, 2000.

2. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990. - 208 с.

3. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и

нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2007. – №1. – С. 48 – 593.

4. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.

5. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

6. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Учеб. пособие / A.M. Митяева. М. : Изд. центр «Академия», 2008.-192 с.

7. Терновская, С. А., Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательн

Публикации по теме:

Анализ методического обеспечения образовательного процесса в ДОО Анализ методического обеспечения образовательного процесса в МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 4 МО "АХТУБИНСКИЙ РАЙОН". Центром всей педагогической.

Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе Воспитатель оздоровительной группы Дажылык Шораана Васильевна МБДОУ детский сад «Светлячок» с. Хову-Аксы Чеди-Хольский кожуун Существует.

Мастер-класс «Использование лего-технологии в совместной проектной деятельности с участниками образовательного процесса» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» ул. Калинина,.

Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса 1. Основные направления деятельности педагога-психолога 1.1. Психологическая диагностика Согласно ФГОС ДО в МДОУ может проводиться оценка.

Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР Нормальное психосоматическое развитие ребёнка. Консультация для воспитателей Нормальное психосоматическое развитие ребёнка. Здоровьесберегающая.

Консультация «Организация образовательного процесса в ДОУ» Организация образовательного процесса в ДОО В. М. Васильченко, пгт Яя, Кемеровская область. Введение ФГОС дошкольного образования связано.

Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми.

Учебно-материальная база для повышения уровня безопасного поведения у всех участников образовательного процесса Детство - это уникальный период жизни человека, в котором через познание формируются навыки безопасного поведения в окружающем мире, где.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса в музыкальном развитии детей Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и родителей воспитанников. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения.

Презентация «Здоровьесберегающая среда в ДОУ» Слайд № 1 Здоровьесберегающая среда в ДОУ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса
Опубликовано: 23 мая 2019 в 21:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД