МААМ-картинки

Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса

Анна Небова
Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

1. Основные направления деятельности педагога-психолога

1.1. Психологическая диагностика

Согласно ФГОС ДО в МДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Публикация «Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса» размещена в разделах

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

• оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ : получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу рекомендаций педагогам для организации дальнейшей образовательной деятельности с детьми и разработки индивидуальных образовательных планов для воспитанников.

В рамках данного направления проводится следующая работа:

Обследование детей первой, второй младшей группы (1,5-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.

Диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья для выявления уровня актуального развития с целью построения последующего психолого-педагогического сопровождения исходя из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО, согласно положению о ППМС.

Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития детей, педагогического и родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.

С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки

ДЕТИ

Младшие группы Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.

Диагностика психического развития Групповая

Индивидуальная Сентябрь – октябрь. По мере поступления.

Все группы Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении Групповая Сентябрь

Старшая,

Подготовительная группы Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей.

(Методика С. Д. Забрамная, Стребелева Е. А., Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко) Индивидуальная Сентябрь-октябрь, апрель-май

Средняя, младшая группы Комплексная диагностика детей, с целью определения актуального развития ребенка (методика Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко, диагностический комплект Кагитоша») Индивидуальная Декабрь-январь

Средняя, старшая, подготовительная группы Диагностика эмоциональной сферы детей.

Социально – личностная диагностика по методикам: «День рождения», «Кактус», «Лесенка» (автор М. А. Панфилова); «Страхи» (автор А. Л. Захаров); «Тест тревожности» (авторы М. Дорки) Индивидуальная, групповая, по запросам педагогов и родителей В течении года

1.2. Психологическое консультирование

Цель консультирования состоит в оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

• оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ;

• обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

• помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

• формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службы района по теме запроса.

В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка

Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки

ПЕДАГОГИ

Педагоги младших групп Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду Индивидуальная по запросу Индивидуальная по запросу

Педагоги подготовительной, старшей группы Консультации с воспитателями по результатам экспресс – диагностики познавательных процессов Индивидуальная Сентябрь- Май Индивидуальная по запросу

Педагоги подготовительной группы Консультации по результатам диагностики психологической готовности к школе детей группы Индивидуальная Октябрь-Май

Педагоги средней, старшей, подготовительной групп Консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении Индивидуальная Октябрь-декабрь

Педагоги средних групп Консультации по результатам диагностики познавательных процессов детей Индивидуальная Январь

Педколлектив Консультации в рамках работы ПМПк Индивидуальная В течении года

Все педагоги Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам Индивидуальная По запросам

Все педагоги Консультирование по вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений (по запросам) Индивидуальная По запросам

РОДИТЕЛИ

Младших групп Консультация для родителей младшей группы по вопросам адаптации детей к ДОУ Индивидуальная Сентябрь

Младшая, средняя, старшая Подготовительная группы Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка Индивидуальная По запросам в течение года

Все группы Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком с ОВЗ Индивидуальная В течение года

Подготовительная группа Индивидуальные консультации по результатам диагностики психологической готовности детей к школе Индивидуальная Сентябрь, май

Подготовительная группа Консультация «Как подготовить ребенка к школе» Групповая Октябрь

Все группы Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения Индивидуальная В течение года

1.3. Коррекционная и развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Он может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются трудности в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми старших и подготовительной групп, имеющих развитие в пределах возрастной нормы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).

Для детей испытывающих значительные трудности в освоении ООП и детей с ОВЗ выстраивается индивидуальная траектория (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки

ДЕТИ

Младшие группы Психологическое сопровождение процесса адаптации. (А. С. Роньжина) Групповая В течение года

Все группы Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы Групповая Октябрь- май

Подготовительная группа Занятия на развитие эмоционально личностной сферы, навыков произвольной регуляции «Приключения будущих первоклассников» Групповая 1 раз в неделю; январь - май

Группы риска, подготовительная группа Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (авторская программа «В школу – с радостью) Подгрупповая 2 раз в неделю октябрь-май

Группы риска, старшая группа Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В. Л. Шарохина, Л. И. Катаева) Подгрупповая 1 раз в неделю, октябрь-май

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР Коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие эмоционально-волевой сферы

Подгрупповая 1 раз в неделю, октябрь-май

Все дети Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми группы «риска» (агрессивные, тревожные, испытывающими трудности) Индивидуальная 1-2 раза в неделю, по необходимости

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы Индивидуальная 2 раз в неделю, октябрь-май

ПЕДАГОГИ

Все педагоги Коррекционно-развивающие занятия, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ Групповая В течение года, 1 раз в месяц

Все педагоги Игровой тренинг по развитию познавательных процессов Групповая Январь

РОДИТЕЛИ

Младшие группы Развивающие занятия совместно с детьми в рамках клуба «Школа молодых родителей» Групповая В течение года по плану педагога

Подготовительная группа Развивающие занятия по подготовке к школе с родителями будущих первоклассников, в форме деловой игры: «Что такое психологическая готовность к школе?», «Мотивационная готовность», «Интеллектуальная готовность» Групповые Октябрь-ноябрь

Подготовительная группа Викторина «Самый умный» Групповая Октябрь

1.4. Психопрофилактика и психологическое просвещение

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В рамках данного направления проводится :

• работа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям новой социальной среды;

• профилактические занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;

• анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

• групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

• информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

• содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;

• профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

Целью просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

• повышение уровня психологических знаний;

• включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

В данном направлении деятельности наиболее эффективной формой являются семинары-практикумы, тренинги, круглые столы, дискуссии.

С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки

ПЕДАГОГИ

Педагоги всех групп Оформление информационно-просветительской информации на стенде, сайте, печатной информации (папки для воспитателей) всех групп «Страничка психолога» Оформление папки В течение года

Все педагоги Выступление на педсоветах по темам согласно годового плана

Участие в семинарах, проводимых в детском саду Групповая По плану течение года

Все педагоги Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников, с целью профилактики эмоционального выгорания Групповая Согласно плану

Все педагоги Выдача книг психологической библиотеки Индивидуально В течение года

Все сотрудники Консультации, семинары, стендовая информация, психологические игры в рамках «Недели психологии» Групповая Октябрь

РОДИТЕЛИ

Оформление СТЕНДОВ

«Уголок психолога» по темам:

-Как помочь ребенку

адаптироваться

в детском саду.

-Как провести выходные

с ребенком.

-Детские манипуляции.

-Счастливые советы

или как воспитать

ребенка счастливым

-Сюжетно – ролевая игра

в жизни ребенка.

-Страхи.

-Подготовка детей

к школьному обучению.

-Причины капризов детей.

- Буклеты для родителей.

Оформление стенда В течение года

Все группы Участие в родительских собраниях во всех Групповая По запросу в течение года возрастных группах

Младшие группы Проведение занятий в детско-родительском клубе «Школа молодых родителей»

Групповая В течение года

Публикации по теме:

Использование проектной деятельности в формировании социокультурных ценностей у всех участников образовательного процесса «Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья,.

Взаимодействие всех участников педагогического процесса Взаимодействие участников педагогического процесса МБДОУ «Есаульский детский сад» В 2016 году МБДОУ «Есаульский детский сад» перед педагогическим.

Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда Сообщение к педагогическому совету. «Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного.

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Мастер-класс «Использование лего-технологии в совместной проектной деятельности с участниками образовательного процесса» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» ул. Калинина,.

Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это.

Рабочая программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОУ Составитель: педагог-психолог Галь Яна Владимировна, 1 квалификационная категория (г. Сургут, 2018 год) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важной задачей.

Совместные занятия педагога-психолога и педагога по ИЗО — деятельности для группы компенсирующей направленности Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо - деятельности для группы компенсирующей направленности Тема занятия «Осенний пейзаж».

Учебно-материальная база для повышения уровня безопасного поведения у всех участников образовательного процесса Детство - это уникальный период жизни человека, в котором через познание формируются навыки безопасного поведения в окружающем мире, где.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 19:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Анна Небова (УИ 1738559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД