Анна Небова
Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
1. Основные направления деятельности педагога-психолога
1.1. Психологическая диагностика
Согласно ФГОС ДО в МДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Публикация «Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса» размещена в разделах
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности педагога-психолога ДОУ : получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу рекомендаций педагогам для организации дальнейшей образовательной деятельности с детьми и разработки индивидуальных образовательных планов для воспитанников.
В рамках данного направления проводится следующая работа:
Обследование детей первой, второй младшей группы (1,5-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
Диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья для выявления уровня актуального развития с целью построения последующего психолого-педагогического сопровождения исходя из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО, согласно положению о ППМС.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития детей, педагогического и родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.
С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки
ДЕТИ
Младшие группы Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп.
Диагностика психического развития Групповая
Индивидуальная Сентябрь – октябрь. По мере поступления.
Все группы Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для игр, развивающих занятий и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении Групповая Сентябрь
Старшая,
Подготовительная группы Диагностика развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей.
(Методика С. Д. Забрамная, Стребелева Е. А., Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко) Индивидуальная Сентябрь-октябрь, апрель-май
Средняя, младшая группы Комплексная диагностика детей, с целью определения актуального развития ребенка (методика Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко, диагностический комплект Кагитоша») Индивидуальная Декабрь-январь
Средняя, старшая, подготовительная группы Диагностика эмоциональной сферы детей.
Социально – личностная диагностика по методикам: «День рождения», «Кактус», «Лесенка» (автор М. А. Панфилова); «Страхи» (автор А. Л. Захаров); «Тест тревожности» (авторы М. Дорки) Индивидуальная, групповая, по запросам педагогов и родителей В течении года
1.2. Психологическое консультирование
Цель консультирования состоит в оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:
• оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ;
• обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
• помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
• формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службы района по теме запроса.
В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки
ПЕДАГОГИ
Педагоги младших групп Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду Индивидуальная по запросу Индивидуальная по запросу
Педагоги подготовительной, старшей группы Консультации с воспитателями по результатам экспресс – диагностики познавательных процессов Индивидуальная Сентябрь- Май Индивидуальная по запросу
Педагоги подготовительной группы Консультации по результатам диагностики психологической готовности к школе детей группы Индивидуальная Октябрь-Май
Педагоги средней, старшей, подготовительной групп Консультация с педагогами по результатам диагностики эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении Индивидуальная Октябрь-декабрь
Педагоги средних групп Консультации по результатам диагностики познавательных процессов детей Индивидуальная Январь
Педколлектив Консультации в рамках работы ПМПк Индивидуальная В течении года
Все педагоги Индивидуальные консультации для педагогов по возникшим вопросам Индивидуальная По запросам
Все педагоги Консультирование по вопросам психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений (по запросам) Индивидуальная По запросам
РОДИТЕЛИ
Младших групп Консультация для родителей младшей группы по вопросам адаптации детей к ДОУ Индивидуальная Сентябрь
Младшая, средняя, старшая Подготовительная группы Индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психологического развития и эмоциональной сферы ребенка Индивидуальная По запросам в течение года
Все группы Рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком с ОВЗ Индивидуальная В течение года
Подготовительная группа Индивидуальные консультации по результатам диагностики психологической готовности детей к школе Индивидуальная Сентябрь, май
Подготовительная группа Консультация «Как подготовить ребенка к школе» Групповая Октябрь
Все группы Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения Индивидуальная В течение года
1.3. Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Он может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются трудности в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми старших и подготовительной групп, имеющих развитие в пределах возрастной нормы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
Для детей испытывающих значительные трудности в освоении ООП и детей с ОВЗ выстраивается индивидуальная траектория (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки
ДЕТИ
Младшие группы Психологическое сопровождение процесса адаптации. (А. С. Роньжина) Групповая В течение года
Все группы Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы Групповая Октябрь- май
Подготовительная группа Занятия на развитие эмоционально личностной сферы, навыков произвольной регуляции «Приключения будущих первоклассников» Групповая 1 раз в неделю; январь - май
Группы риска, подготовительная группа Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (авторская программа «В школу – с радостью) Подгрупповая 2 раз в неделю октябрь-май
Группы риска, старшая группа Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В. Л. Шарохина, Л. И. Катаева) Подгрупповая 1 раз в неделю, октябрь-май
Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР Коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие эмоционально-волевой сферы
Подгрупповая 1 раз в неделю, октябрь-май
Все дети Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми группы «риска» (агрессивные, тревожные, испытывающими трудности) Индивидуальная 1-2 раза в неделю, по необходимости
Дети с ОВЗ, дети-инвалиды Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы Индивидуальная 2 раз в неделю, октябрь-май
ПЕДАГОГИ
Все педагоги Коррекционно-развивающие занятия, направленные на улучшение психологического самочувствия воспитателей в ДОУ Групповая В течение года, 1 раз в месяц
Все педагоги Игровой тренинг по развитию познавательных процессов Групповая Январь
РОДИТЕЛИ
Младшие группы Развивающие занятия совместно с детьми в рамках клуба «Школа молодых родителей» Групповая В течение года по плану педагога
Подготовительная группа Развивающие занятия по подготовке к школе с родителями будущих первоклассников, в форме деловой игры: «Что такое психологическая готовность к школе?», «Мотивационная готовность», «Интеллектуальная готовность» Групповые Октябрь-ноябрь
Подготовительная группа Викторина «Самый умный» Групповая Октябрь
1.4. Психопрофилактика и психологическое просвещение
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
В рамках данного направления проводится :
• работа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям новой социальной среды;
• профилактические занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста;
• анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
• групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
• информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
• содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;
• профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Целью просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
• повышение уровня психологических знаний;
• включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
В данном направлении деятельности наиболее эффективной формой являются семинары-практикумы, тренинги, круглые столы, дискуссии.
С кем проводится Вид работы Форма проведения Сроки
ПЕДАГОГИ
Педагоги всех групп Оформление информационно-просветительской информации на стенде, сайте, печатной информации (папки для воспитателей) всех групп «Страничка психолога» Оформление папки В течение года
Все педагоги Выступление на педсоветах по темам согласно годового плана
Участие в семинарах, проводимых в детском саду Групповая По плану течение года
Все педагоги Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников, с целью профилактики эмоционального выгорания Групповая Согласно плану
Все педагоги Выдача книг психологической библиотеки Индивидуально В течение года
Все сотрудники Консультации, семинары, стендовая информация, психологические игры в рамках «Недели психологии» Групповая Октябрь
РОДИТЕЛИ
Оформление СТЕНДОВ
«Уголок психолога» по темам:
-Как помочь ребенку
адаптироваться
в детском саду.
-Как провести выходные
с ребенком.
-Детские манипуляции.
-Счастливые советы
или как воспитать
ребенка счастливым
-Сюжетно – ролевая игра
в жизни ребенка.
-Страхи.
-Подготовка детей
к школьному обучению.
-Причины капризов детей.
- Буклеты для родителей.
Оформление стенда В течение года
Все группы Участие в родительских собраниях во всех Групповая По запросу в течение года возрастных группах
Младшие группы Проведение занятий в детско-родительском клубе «Школа молодых родителей»
Групповая В течение года