Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР

Ольга Чистякова
Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР

В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Педагог – психолог проводит коррекционную работу с учетом разработанной Программы.

Цель реализации Программы - определение основных направлений коррекционно – развивающей психолого – педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи программы:

- психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;

- способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР являются:

Психодиагностика

Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей с ТНР, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников

воспитательно – образовательного процесса (адаптация детей в ДОУ, готовность к обучению в школе, динамика в развитии детей групп с ТНР, по запросу).

Коррекционно – развивающая работа

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней психологической сфере воспитанников, рассматривается, как развивающая.

Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л. С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития.

Педагог-психолог ДОО осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, специалисты, воспитатели и администрация ДОО. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Приморского района г. Санкт – Петербурга.

Психологическая профилактика и психологическое просвещение

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

- создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, специалистов, администрации ДОО и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей воспитанников ДОО, учитывать традиции, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Коррекционно – развивающая работа с детьми с ТНР предполагает комплексный подход в работе с детьми данной категории.

Коллектив специалистов (педагога – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, медсестра) проводят всестороннее обследование каждого ребенка, с целью разработки индивидуальных маршрутов сопровождения детей с ТНР в детском саду. А также для определения индивидуальных оптимальных нагрузок на занятиях.

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОО ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.

Одним из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе с детьми с ТНР является взаимодействие с семьями воспитанников.

При анализе контингента семей выявлено, что дети воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям. Образовательная область «Речевое развитие».

• Информировать родителей о методах обогащения активного словаря воспитанников;

• Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

• Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.

• Побуждать участвовать в развитии речевого творчества.

• Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы с последующим обсуждением сюжета

• Совместно с родителями учиться составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

• Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

• Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

• Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.

• Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

• Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно- развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях, вне его (например, входе проектной деятельности).

• Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

• Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

• Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

• Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Образовательная область «Познавательное развитие».

• Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

• Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

• Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

• Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Образовательная область «Художественно - эстетическое».

• Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

• Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

• Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

• Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.

• Побуждать поддерживать детское сочинительство.

• Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников

Обучает родителей:

• способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

• умению организовывать и направлять разные игры детей;

• методам игрового взаимодействия с ребенком;

• созданию оптимальной развивающей среды дома;

• правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

• индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

• групповые тематические консультации для родителей;

• игровые детско-родительские сеансы;

• психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

• с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

• со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

• создания условий для успешной социализации детей;

• обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

• психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

• потребность к овладению психологическими знаниями;

• модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

• личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

• предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит:

• групповые тематические консультации для родителей:

• индивидуальные консультации для родителей по запросу;

• консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.

Планируемые результаты реализации программы:

1. Преодоление нарушений в речевом развитии.

2. Снижение уровня стрессового состояния дошкольников.

3. Успешная адаптация детей с ТНР в учебно-воспитательном процессе.

4. Создание положительной информационной среды для родителей и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.

5. Своевременное выявление воспитанников, имеющих трудности в адаптации.

6. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы: (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми).

Публикации по теме:

Основные направления деятельности педагога-психолога Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии.

Аналитический отчет педагога-психолога: направления работы Аналитический отчет педагога-психолога на 2016/2017 учебный год Работа педагога-психолога в 2015-2016 учебном году осуществлялась в соответствии.

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми «группы риска» в условиях ДОУ Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным.

Основные направления речевой работы с детьми и принципы ее организации .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Основные направления коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми с ТНР
Опубликовано: 12 октября 2018 в 19:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Поход в лес за грибами»
Уважаемые коллеги! Осенью мы всегда стараемся выезжать в лес за грибами. В этом году мне посчастливилось сходить не только в лес под Краснодаром, но и ещё...
Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России»
Тема урока: «Однокоренные слова» Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление. Формируемые...
Фотоотчёт о реализации проекта по социально-коммуникативному развитию детей «Мамины...
Перед праздником «День матери» был разработан проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Мамины профессии»...
Фотоотчет о проведении городского семинара-практикума
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов по созданию условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ, детей- инвалидов 4 декабря...
Презентация «Плат узорный»
В каждом городе есть свои достопримечательности. Иногда это известные всему миру памятники, музеи. Иногда это достопримечательности только для людей, живущих...