Получи документы

Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда

Полуяхтова Ирина Васильевна
Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда

Сообщение к педагогическому совету.

«Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Воспитатель МАДОУ № 38: Полуяхтова И. В.

Каждый человек обладает потенциалом двигаться

в естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации

личностного и профессионального роста

В. Э. Пахальян.

Публикация «Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда» размещена в разделах

ФГОС ДО ставит перед воспитателями ДОО следующие задачи: развитие детской инициативы, активности, умения сотрудничать и делать выбор на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Это возможно только при реализации деятельностного подхода, который определяется конкретными педагогическими технологиями. Одной из таких технологий является «Метод проектов». В ходе проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, выбирать содержание своей деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес в различных видах деятельности, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества детей.

Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Метод проектов позволяет развивать познавательную мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых.

В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

В нашем детском саду метод проектов успешно используется уже давно, но преимущественно в группах среднего и старшего дошкольного возраста. Многие педагоги из старших групп считают, что данная технология для детей раннего и младшего дошкольного возраста сложна. Я же решила опровергнуть их мнение и апробировать метод проектов в группе раннего возраста, адаптировав его в соответствии с возрастными особенностями.

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребёнка в неповторимый и самый уязвимый его период жизни. Чтобы ребенок раннего возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.

В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения. В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со следующими противоречиями:

• Между возрастающим объемом информации, который необходимо донести детям согласно учебному плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей к детскому саду.

• Между желанием родителей к получению информации о жизни группы, совета по развитию ребенка и отсутствием таких возможностей в группе.

Выявленные противоречия приводят к возникновению следующих проблем:

• Трудная адаптация ребенка к детскому саду.

• Недостаточный уровень развития детей группы.

• Слабая информированность родителей о жизни группы.

Поэтому, именно проектная деятельность может быть благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста. Идея, лежащая в основе данной технологии, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Передо мной, как перед педагогом группы раннего возраста стоят задачи:

• создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха

• заложить фундамент разностороннего развития детей раннего возраста, применяя в процессе воспитания и образования современные технологии

• воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка

Выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.

Дети раннего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому выбор темы проекта осуществляю сама, основываясь на интересах детей. Темами проекта могут стать, как и определённый раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города, страны и т. д. Использую подражательно-исполнительский уровень проектов, где активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.

В летний период 2017 г. мы набирали детей в группу раннего возраста. Поступление ребенка в детский сад – это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Детям необходимо приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Совместно с родителями мы решили реализовать проект «Мои первые шаги в ДОУ». Одно из главных направлений проекта – помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.

В результате осуществления данного проекта были задействованы: дошкольники, воспитатели, родители, педагог-психолог, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель, что способствовало их сплочению и становлению партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Проектная деятельность способствовала:

- успешной адаптации

-активизации познавательной деятельности детей

-формированию специфических умений и навыков коммуникативного характера

-развитию творческой активности в процессе игровой и познавательной деятельности.

В своей группе, с детьми раннего возраста, уже второй год, ведётся работа в данном направлении. Были реализованы проекты:

«Мои первые шаги в ДОУ»

Тип проекта: творческо-исследовательский

Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Формами отчё та проекта: оформление стенгазеты «Первый раз в детский сад!»

Проект «Неделя здоровья» в первой младшей группе

Тип проекта: познавательно-игровой

Цель проекта: повышать уровень знаний у детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.

В результате реализации проекта:

- у детей сформированы основы гигиенических навыков, начальное представление о здоровом образе жизни, о пользе физической культуры;

- повышено качество работы с родителями;

- дети познакомились с новыми подвижными играми, с новыми сюжетно-ролевыми играми, с играми с шариком массажным с иголочками;

- изготовлены "Дерево здоровья"(коллективная работа воспитанников) и стенгазета для родителей «День здоровья в первой младшей группе» (фотоотчет)

Краткосрочный проект 1 младшей группы по Театрализованной деятельности «Театр в жизни ребенка»

Тип проекта: познавательно – творческий

Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.

Итоги проекта:

1. Пополнение театрального уголка.

2. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах.

3. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;

4. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;

5. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, всвязи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способс-твует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

6. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;

7. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный, пальчиковый, магнитный театры, ширма);

8. Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.

Экологический проект

«Весёлый огород на подоконнике»

для детей 1младшей группы «Звёздочки»

Цель:

-вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, создать условия для выращивания лука в группе, рассказать о его пользе и в какие блюда его добавляют.

Тип проекта:

познавательно-исследовательский, здоровьесберегающий, творческий

Результаты:

В результате реализации данного проекта:

Повышение интереса детей к познавательно – исследовательской деятельности.

В процессе исследований дети узнали, что растения живые, их поливают, выращивают и какие условия для этого нужны (земля, вода, свет)

Дети получили представления о труде взрослых и детей, научились правильно называть трудовые действия.

Проводимая работа позволила воспитать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Развилось желание у детей употреблять зелёный лук во время приёма пищи.

Повысилась речевая активность, активизировался словарь по данной теме.

Поднялся уровень информированности и интереса родителей к деятельности МАДОУ и группы в частности.

Продуктом проекта стал «Мини – огород», папка - ширма «Лук от семи недуг».

Проект «Моя семья»

для детей 1младшей группы «Звёздочки»

Цель проекта

1. Расширить представление о семье через организацию разных видов деятельности.

2. Формировать у детей понятие «Семья»;

3. Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.

Подведение итогов проекта

1. Оформление выставки семейных фотографий «Моя семья» и фотоальбома «Моя семья»

2. Интегрированная НОД на тему «Дружная семья»

Полученный продукт: выставка, изготовление бус для мамочек, крендельков.

Тема проекта – «Погремушка – моя первая игрушка!» (мини музей)

Вид – творчески – исследовательский

Цель проекта: обогащение предметно-развивающей среды в группе посредством создания мини-музея «Погремушка - моя первая игрушка». Подведение итогов проекта

1. Развлечение «Волшебные игрушки»

2. Оформление стенда-выставки информации для родителей «Всем детишкам разные погремушки»

3. Выставка рисунков «Веселая погремушка»

Продукт: мини-музей «Погремушка – моя первая игрушка».

Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает мне решить поставленные задачи. Малыш включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Родители нашей группы - это незаменимые помощники.

Перед началом работы над проектом провожу консультацию, индивидуальные беседы, где знакомлю с содержанием и значением проекта, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предлагаю его изготовить.

Родители поддерживают мою идею, предлагают помощь в решении той или иной задачи, оказывают посильную помощь, делают нестандартное оборудование своими руками. Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечила целостность педагогического процесса и создала окружающее пространство позволяющее организовать : игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Таким образом, пришла к заключению, что при использовании проектного метода в работе с детьми раннего возраста отмечается положительная динамика.

Как показала практика условия, которые созданы в нашей группе, способствовали развитию детей по всем психофизиологическим параметрам: создали положительное состояние у детей, организовывали рациональный двигательный режим, предупреждали детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха

Проектная деятельность стала благодатной почвой для успешной адаптации и фундаментом всестороннего развития детей раннего возраста.

Таким образом, хочется отметить, что проектная деятельность в группах раннего возраста одним из важных условий реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и создаёт условия для формирования у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития своего ребенка. Сотрудничество педагогов, их родителей в рамках проектной деятельности укрепляет психологическое здоровье семьи.

Литература:

1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.

2. Познание предметного мира: комплексные занятия /автор – составитель Ефанова З. А. - Волгоград. - 2012 г.

3. Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов: справочник старшего воспитателя. -2010.-№3.

Прикреплённые файлы:

seminar_fkimk.pptx | 21727,85 Кб
 
Публикации по теме:

«В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС «В гостях у сказки». Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в рамках реализации ФГОС  Квест-игра как форма оргнизации образовательнго процесса ДОУ в рамках релизации ФГОС ДО. Конспект квест-игра «В гостях у сказки» с помощью.

Анализ программы «От рождения до школы» на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО Основная цель программы – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего.

Анализ программы «От рождения до школы» на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Анализ программы «От рождения до школы» на основе федерального государственного образовательного стандарта ДО .

Инновационные формы работы с семьей как условие совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса «Дети – зеркало семьи» - это замечательное выражение, которое точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи.

Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ «Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ» Основой данного принципа является тематическое планирование.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках недели «Фрукты» Тема: Фрукты Задачи: Закрепить названия фруктов, познакомить с местом их выращивания. Закрепление навыка использования обобщающего понятия.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в рамках недели «Одежда» Тема: Одежда Задачи: Закрепить названия предметов одежды. Закрепление навыка использования обобщающего понятия «одежда» Познакомить детей.

Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ Дошкольное образование – это первая ступень в образовании ребенка. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период,.

Занятие образовательного клуба «Оптимизация образовательного процесса по речевому развитию»Занятие образовательного клуба «Оптимизация образовательного процесса по речевому развитию» Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организациипо амплификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 15:55
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД