Папки-передвижки

Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса

Инна Скорописова
Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Диагностическая работа способствует повышению качества воспитательно – образовательного процесса в целом. Эти данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.

Публикация «Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса» размещена в разделах

Поэтому одним из основных направлений моей деятельности в сфере образования и воспитания является психологическая диагностика, которая выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в детском саду. Основной ее целью является полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства, а задачей психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях ребенка, которая была бы полезна воспитателям и родителям.

Диагностику в детском саду я провожу с детьми начиная с младшего дошкольного возраста. Она помогает мне выявлять способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития и остальные «непознанные стороны» малыша. В ходе диагностики выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, и я начинаю прорабатывать дальнейшие действия по вопросам воспитания, направленности развития и последующую работу с ним. Для каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут корекционно – образовательного процесса с учетом его индивидуальных стартовых возможностей.

Одним из важных этапов является взаимодействие педагога и родителя,поэтому составляется план действий, выполнение которых, в совокупности, принесет пользу для ребенка.

Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка.

В своей работе я использую основной комплекс диагностических методик, который позволяет мне изучить следующие параметры:

Воображение, моторика.

• Логическое мышление.

• Память.

• Внимание.

• Половозрастная идентификация, самосознание.

• Самооценка.

• Статус в группе.

• Мотивация.

• Произвольность.

• Игра.

• Коммуникативность.

• Готовность к школьному обучению.

Набор методик психодиагностики

1. Исследование памяти

- "Заучивание 10 слов" (А. Р. Лурия)

- Методика изучения опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев)

- Методика "Пробы на запоминание слов" (Модификация В. Г. Каменской и С. В. Зверевой)

- Методика "Матрица" 6-7 лет (Каменская В. Г., Зверева С. В., 2004).

2. Изучение внимания

-"Запомни и расставь точки" (4-6 лет)

- Методика "Найди отличия"

- "Шифровка" (Корректурная проба Д. Векслера)

оценка уровня восприятия

-"Эталоны" (5-7 лет)

-Методика Оценки зрительного восприятия

-Методика Оценки слухового восприятия

3. Изучение мышления

-"Кому чего недостает?" (3-4 года)

- "Что здесь лишнее" (4-5 лет)

-"Вырежи фигуры" (4-5 лет)

-"Пройди через лабиринт" (4-5 лет)

-Построение "заборчика"

-Методика "доска Сегена" (с 3 лет)

- Методика "последовательность событий" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

-Методика "складывание разрезных фигур и картинок"

-Методика "Классификация"

- Методика "Определение умственной работоспособности" (для детей, поступающих в школу)

4. Диагностика свойств личности и психических состояний

-Детский апперцептивный тест (CAT)

-Определение направленности интересов и способностей ребенка (Анкета для родителей)

-Методика Выявления психической депривации

-Нестандартизированная оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара

- Вопросник "Признаки психического напряжения и невротических тенденций"

- Опросник страхов А. И. Захарова

-"Лесенка"

-"Человек под дождем"

-Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"

оценка биологической зрелости и физического здоровья

- Методы определения физического развития и физической работоспособности (с 2 лет)

- Теппинг-тест (Определение уровня зрелости нервных процессов)

- Диагностика психомоторного развития детей (с 4 лет)

Таким образом, диагностика помогает педагогу-психологу определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития.

Публикации по теме:

Документация по организации воспитательно-образовательного процесса 1. Информационно-нормативную документацию воспитателя: Служебные и должностные инструкции: 1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных.

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе понедельник 26.11. 2018 г Первая половина дня. Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа «Мир комнатных растений» Цель: расширять представления.

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе понедельник 25. 02. 2019 Тема: Формирование обобщающего понятия «Мебель». Формирование умения называть мебель, ее отдельные части, материалы.

Ежедневный распорядок воспитательно — образовательного процесса в старшей группе Тема: «Человек и мир вещей. Посуда» Первая половина дня Утро Приём детей. Утренняя гимнастика. Ситуативная беседа «Приметы весны».

Ежедневный распорядок воспитательно-образовательного процесса в старшей группе Лариса Демидова понедельник 04.02. 2019 Первая половина дня. Приём детей. Утренняя гимнастика. Игра в уголке природы «12 месяцев» с целью.

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Направления деятельности педагога-психолога по программе сопровождения участников образовательного процесса 1. Основные направления деятельности педагога-психолога 1.1. Психологическая диагностика Согласно ФГОС ДО в МДОУ может проводиться оценка.

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех.

Планирование воспитательно-образовательного процесса на лето Планирование воспитательно-образовательного процесса ИЮНЬ 1 неделя Режим Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей.

Рабочая программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОУ Составитель: педагог-психолог Галь Яна Владимировна, 1 квалификационная категория (г. Сургут, 2018 год) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система диагностической деятельности психологического сопровождения воспитательно — образовательного процесса
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 20:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД