Получи документы

Консультация для воспитателей «Взаимопонимание семьи и педагога как фактор развития личности малыша»

Татьяна Аркадьевна Каурова
Консультация для воспитателей «Взаимопонимание семьи и педагога как фактор развития личности малыша»
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос воспитания личности человека является одним из важнейших вопросов человеческого существования. А ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Я понимаю, что потери, допущенные в этот период, невосполнимы в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность за малышей, с которыми я работаю. Поэтому все 22 года я отдаю им свою любовь, опыт и знания.

Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимопонимание семьи и педагога как фактор развития личности малыша“» размещена в разделах

Передо мной всегда вставали вопросы: «что такое личность, «каковы ее основные характеристики?», «каковы закономерности ее развития, «когда начинает развиваться личность, «каковы особенности развития личности с 1 года до 3-х лет?». Ведь я понимаю, что зрелая личность – это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, культуре. Человек как личность самостоятельно ставит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентациями, усвоенными им в обществе. Он принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков, способы отстаивать свою позицию. Утверждая себя как личность, человек находится в постоянном саморазвитии.

Но личность не всегда может быть положительной, она может быть и негативной. И я, как педагог, несу ответственность за условия, характер и перспективы развития личности другого человека. И ведь только будучи сама личностью, я смогу обладать следующими знаниями и умениями, которые необходимы в моей работе:

- знанием закономерностей развития личности;

- способностью к частично самостоятельному и совместно с психологом определению уровня развития личности;

- способностью к самостоятельному определению задач и средств воспитания каждого ребенка и группы в целом.

Принципы моей работы для содействия развития личности ребенка - система и постоянство. Для этого я создала условия для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, способствую развитию самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении. Побуждаю к соблюдению опрятности и чистоты, вызываю и поддерживаю у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства. Побуждаю ребенка к доброжелательным отношениям с взрослыми и сверстниками. Воспитываю любовь и бережное отношение ко всему живому и к миру вещей.

Я знаю как важно в налаживании контактов с детьми сделать своими союзниками родителей. В этой работе я сделала много открытий для себя. Семья дает ребенку чувство защищенности, любви, принятия. Чем больше я даю детям, тем активнее откликаются родители. Ведь традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей, их взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. И я решила что никто, кроме самых близких для него в семье людей (матери, отца, бабушки, дедушки, брата и сестры) не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся столько о нем, и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Для решения этого вопроса мне надо было определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания, их последствиях и способов борьбы с ними (ошибками). Изучать особенности воспитания ребенка в семье очень сложно, так как семья – относительно закрытое сообщество. Изучая каждую семью своих воспитанников, я пользуюсь такими методами, как наблюдения, анкетирование, беседа. В повседневной практике эти методы взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Данные наблюдения я анализирую. Все они могут помочь при беседе с родителями.

Для любого специалиста, работающего с детьми информация о родительских установках, а в первую очередь мам является необходимой для определения направления работы и возможной психолого-социальной коррекции с конкретными детьми и их родителями. Я очень осторожно применяю психологические тесты, так как они требуют владения методикой тестирования, обработки результатов. Тесты являются инструментом психолога.

В рамках изучения влияния семьи на развитие личности ребенка, совместно со специалистом по психолого-социальной работе, проводилось анкетирование мам детей моей группы. Целью исследования являлось определить возможную связь между эмоциональным состоянием и межличностными отношениями беременной женщины в кругу семьи, используя методику ретроспективного исследования, основанного на воспоминаниях о своей беременности уже родившей женщины, и родительскими установками матери по отношению к ребенку после его рождения.

У большинства мам моей группы выявлено преимущественно оптимальное состояние и межличностные отношения по результатам ретроспективного самоанализа перинатального периода и как следствие мамы ориентированны по большей части на демократические и гармоничные установки воспитания по отношению к своим детям. Следует отметить присутствие ряда мам с тревожным, эйфорическим и депрессивным типом отношений в период беременности и как следствие с отклонениями от гармоничных установок по отношению к воспитанию своих детей. Не выявлено мам с гипогестогнозическим типом (нежеланные беременность и рождение ребенка).

Вовремя отслеженные отклонения в родительских установках и определенная психолого-социальная коррекция позволяют избежать последующих возможных проблем в процессе развития и становления личности ребенка.

Учитывая полученные в результате анкетирования данные, были проведены следующие беседы:

- «Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к

которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям»;

- «Игры для наших детишек (как влияют детские забавы на формирование

личности ребенка)»;

- «Как вырастить личность»;

- «Семейные отношения и формирование личности ребенка».

Таким образом, для того чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание личности ребенка, необходимо помнить следующее: постоянно интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; уважать право ребенка на его собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

Таким образом, в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не «размазню», а достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям, (то есть воспитать в нем личность) могут служить слова: «искренне любите дитя свое – остальное приложится». Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей.

Литература:

1. Островская Л. Ф. Педагогические знания – родителям., 1982.

2. Чечет, Умеем ли мы общаться с детьми?

3. Петроченко Г. Г., Педагогические ситуации в дошкольной педагогике., Минск, 1984.

4. Новая книга «Про детей и их родителей».

5. Детская психология развития ребенка.

6. Магнитская К. Б., Для чего человеку длинное детство?

7. Кулил Л. А., Берестов Н. И., Семейное воспитание, М, Просвещение, 1990.

8. Ди Снайдер, Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни., М, АСТ-Пресс, 1999.

9. Козлов Н. И., Истинная правда или учебник Для психолога по жизни., М,, АСТ-Пресс, 2000.

10. Журнал «Контригра», 2002.

11. Луговская А., Если малыш замкнут.

12. Луговская А., Если малышу трудно подружиться.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Взаимопонимание семьи и педагога как фактор развития личности малыша»
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 22:17
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Взаимопонимание семьи и педагога как фактор развития личности малыша»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Аркадьевна Каурова (УИ 212913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД