Лучший педагог года

Эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Виктория Зайнуллина
Эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Актуальность

В последнее время многие родители, ввиду своей занятости и усталости, не имеют времени и желания общаться со своими детьми. В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, его сажают перед экраном гаджета или телевизора. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.

Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (нарушения зрения, дефицит движений, испорченная осанка и тд., но и для его психического развития.

Публикация «Эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах

В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», последствия влияния гаджетов становятся всё более очевидными. Первое из них – отставание в развитии речи.

В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития : дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Поэтому использование только педагогических методов воздействия, в ряде случаев уже бывает недостаточно, и необходимо работать на стыке разных научных знаний. Вопрос помощи таким детям все больше требует комплексного мультидисциплинарного подхода.

Дети с речевыми нарушениями имеют свои особенности, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и развивающим.

Цель моей работы : определить эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

1. изучить современную научно-методическую литературу по проблеме;

2. содержание коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения;

3. проанализировать методы и приёмы

4. использовать игровые методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь.

Для нормального становления речевой деятельности необходимо комплексно воздействовать на:

• развитие слуха, зрения, дыхательных навыков, эмоций;

• координированную работу голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

• повышение степени зрелости различных структур головного мозга;

• формирование потребностей в общении.

Использование игровых методов и логопедических сказок с применением биоэнергопластики и кинезиологии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Используя её в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем у детей межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию. Достигается это при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам, это

• Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;

• Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

• Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

• Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;

• Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;

• Массаж – воздействует на биологически активные точки;

• Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнение «Ухо – нос-хлопок».

Цель: формирование и развитие межполушарного взаимодействия, развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот» (Предлагаю вам выполнить это упражнение).

Следующее Упражнение дом-ёжик-замок

Упражнение «Дом – ёжик - замок»

Дом

Пальцы рук соединить под углом,

большие пальцы соединить.

Ёжик

Поставить ладони под углом друг к другу.

Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.

Замок

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.

Упражнения растяжки и расслабление «Снеговик» – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

При использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыслительная деятельность детей. Повышается уровень развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.

Биоэнергопластика - это метод нейростимуляции, предполагающий совместное движение рук и органов артикуляции.

Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой значительно усиливает результативность.

Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

3. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж ( например: Гонзики, Лягушка – Говорушка, Веселый Язычок, счёт, музыка, стихи.

Весёлый язычок.

Цель: повышение заинтересованности детей к артикуляционной гимнастике, повышение внимания, развитие тактильного анализатора и зрительного восприятия.

Одновременно выполняется артикуляционная гимнастика с подключением руки в красной варежке. Надевая красную варежку, дети учатся имитировать положение языка во время артикуляционной гимнастики.

Упражнение «Чашечка»

Бегемотик

Цель этого упражнения – удерживать открытым рот в течение нескольких секунд. Открыть рот, удерживать в таком положении от 1 до 10. Затем закрыть рот, удерживаем под счет от 1 до 5. Повторить это упр 4-5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки. Они перед вами на экране.

Театр пальчиков и языка

Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки, что и позволяет назвать их «Театр пальчиков и языка». Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Веселый язычок и звук «У».

В одном домике, дружок,

Живет Веселый Язычок,

Ох, и шустрый он

Мальчишка

И немного шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Распластался, как лопатка,

Полежал на губе

И опять ушел к себе.

Использование биоэнергопластики вызывает интерес у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики, совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи.

Заключение

Таким образом я пришла к выводу, что все перечисленные мною методы и приемы воздействия в деятельности воспитателя становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи. Они принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи данные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эффективные методы и приемы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 10 марта 2023 в 08:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД