Лучший педагог года

Экологическое и духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС

Гюзелия Шарафутдинова
Экологическое и духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС

Цели экологического воспитания у дошкольников : формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;

Публикация «Экологическое и духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Правильное представление о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего его познания, воспитания любви и бережного отношения к ней. Вместе с детьми радуемся зеленой траве и снежному полю, деревьям, цветам и маленькой елочке, поющим птицам, насекомым – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Это модели с алгоритмами для выполнения опытов, природные и медицинские материалы, серии картин с изображением природных сообществ, что часы бывают разные - из земли и из камня; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики, винтики, шурупы, детали конструктора; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

В группе оформлен живой уголок, который содержит растения, имеются орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки. Для наблюдений и ухода за животными посещаем «Живой уголок» в экологическом кабинете, отмечаем повадки и внешность попугаев неразлучников, черепах, разнообразных рыб в аквариуме. Живой уголок в детском саду помогает привить нашим детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширяет кругозор и помогает получать новые знания.

В уголке книги знакомим детей с художественной литературой о природе России, Татарстана и родном городе Альметьевске, «Дикие животные Татарстана», «Рыбы Камы», «Растения РТ», «Ягоды и грибы». В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Любимые книги наших детей: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Кладовая солнца», В. Степанов «Азбука времен года», стихи на татарском языке поэта Габдуллы Тукая «Сон земли», «Ребенок и бабочка», «Гали и коза». Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир. Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям. Стихи о природе для детей – это рифмованные поэтические произведения, описывающие образы природы и окружающего мира понятным детям языком. Тем самым являются, первой поэзией, с которой дети сталкиваются в своей жизни.

Приобщая детей к природе, я провожу с ними наблюдения на территории детского сада и в группе. В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Направляя внимание детей на рост и развитие растений и животных, ухаживая за ними, формирую у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства.

В своей работе дополнительно я использую технологии С. Н. Николаевой в программе — «Юный эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом природа», что позволяет дать детям более глубокие знания. Основные цели программ — воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Для реализации программы необходима организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой.

Экологические знания и навыки наши дети получают и во время прогулок, экскурсий, чтения художественной литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, мультфильмов как на русском, так и на татарском языке, игр, игровых упражнений, игр-заданий и труда в природе. Например, на музыкальных занятиях мы поем песни о разных временах года, на русском и татарском языках.

Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т. к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому я рекомендую родителям на прогулке с детьми собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок. Каждый год мы проводим конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанная детьми вместе с родителями «Дары природы», «Щедрая осень», «Осенние наряды», выставки рисунков детей о природе.

Ежегодно в зимний период года в детском саду проводится конкурс «Поможем пернатым», «Кормушка для птиц своими руками», где дети вместе с родителями принимают участие в изготовлении кормушек для подкормки птиц. Разнообразные красочные кормушки помогают закреплять представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к птицам, любви к природе, чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

Экологическое воспитание — это здоровый образ жизни детей. Ежедневно после сна проводится бодрящая гимнастика. На организованной образовательной деятельности провожу динамические паузы (слушание звуков природы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, физ. минутки «Хомячок», «Научились мы считать», «Медвежата в чаще жили», «Точильщики» для того, чтобы дети не переутомлялись, были работоспособными, в форме любого двигательного действия и задания:

Здоровье ребенка является основополагающей силой. Поэтому задачи по его сохранению и укреплению успешно решаются благодаря созданию благоприятных санитарно-гигиенических условий, заботливому уходу за каждым ребенком, полноценному питанию, организации прогулок на свежем воздухе и достаточной двигательной активности в любое время года. Утренний прием в нашем детском саду проводится в любое время года на улице, где можно позаниматься зарядкой, утренней пробежкой. Зимой родители приносят лыжи, санки, лопатки, тем самым помогая нам в работе. Труд в природе способствует укреплению здоровья детей, их физическому развитию. Например, зимой мы всегда сгребаем снег к деревьям и кустарникам. В процессе наблюдения за трудом взрослых, у детей воспитываю уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство. Мы с детьми тоже стараемся внести свой вклад в это большое дело: выращиваем цветы, овощи, зелень, ухаживаем за растениями и животными, вешаем зимой кормушки и кормим птиц, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями, убираем территорию детского сада от мелкого мусора.

Принцип деятельности (экологические знания должны быть основой формирования мотивации участия в различных видах деятельности по сохранению окружающей среды);

Принцип целостности (целостное восприятие окружающего мира ребенка и его единство с миром природы);

Принцип регионализма (знакомства с объектами ближайшего окружения);

Принцип системности (последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения);

Принцип преемственности (дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования).

Современные инновационные технологии: метод проектов. Один из проектов, используемых мною в практике работы - это экологический проект «Мы исследователи» и «Мир волшебных камней». Во время экскурсии на каскад прудов мы с детьми обратили внимание, что в воде находится много интересных форм, разных цветов, веса, размера камешков. Предложила родителям собрать коллекцию из камешек (камешки могут быть ровными и гладкими, с узкой и широкой трещинкой, большие и маленькие, цветные (с берегов моря). Родители с желанием согласились помочь. Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывается с собиранием предметов не имеющих практического использования, но вызывающих к размышлению. Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, фантики от конфет, вкладыши от жвачек, различные цветные стеклышки, ракушки, цветные спички. Часть этих коллекции сохранилась как память. Так с помощью родителей оформили коллекцию камешек. Детям интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга, раскладывать камни по размеру. Но дети не могли с ними играть, тогда я предложила детям, включая образные, дидактические игрушки интересные игры и опыты с камешками, чтобы лучше узнать их свойства. Такие игры детям раскрывают тайны природных явлений. Так в дошкольном возрасте рассматриваем камни под лупой, знакомимся со свойствами камней, исследуем янтарь. В игре «Коробочка ощущений» определяем размер, форму, количество 20 камней. Предлагаю детям выложить из камней мозаичные изображения, подвожу детей к созданию объемных конструкции из камней «Пещера древнего человека», «Пирамиды». Составляем с детьми описательные рассказы о камне «Что сильнее вода, камень или ветер?», а также речевые упражнения «Какой камешек», «Словесное описание ребенком камня». Довожу до участников проекта важность данной проблемы. В проектной деятельности у детей развиваются исследовательские навыки, где дети принимают и ставят цель, умеют выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делают определенные умозаключения и выводы.

Я считаю, что очень важно использовать личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Поэтому дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, легче устанавливать причинно-следственные связи.

Радость и счастье, здоровье и долголетие – все это необходимо каждому человеку. И мы желаем этого детям, родным, близким, друзьям.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

fgos_9gfcf.pptx | 6975,15 Кб
 
Публикации по теме:

«Как ухаживать за комнатными растениями»«Как ухаживать за комнатными растениями» " Как ухаживать за комнатными растениями».Общение с комнатными растениями положительно влияет на детей, делает их добрее, мягче, будит в.

Интегрированный подход к организации прогулки в летний период Благодаря интегрированному подходу решаются задачи:Развитие творчества, мышления, воображения, внимания. Воспитание эстетических и патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое и духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 9 января 2015 в 19:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД