Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников

Равиля Турлина
Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально

воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг,

побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко

проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею.

Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать,

но и вслушиваться, беречь красоту природы.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который

удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят

узнать еще больше.

В экологическом воспитании дошкольников используются следующие формы:

• занятия;

• экскурсии, прогулки в природу;

экологические сказки;

• практическая деятельность в природе;

• эксперименты и опыты;

• развивающие дидактические игры.

• выставки

• проектная деятельность

• творческие задания

• познавательно-исследовательская деятельность

• продуктивная деятельность

В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение

экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное

усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность

закрепить первоначальные представления детей о природе, установить

причинную связь между явлениями.

Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трёх

взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое

воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.

Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой

является создание предметно-развивающей среды.

В нашей группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями

для детей данного возраста.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической

деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного

материала и художественной литературы.

Для более глубокого изучения этой темы мной изготовлены мини-

макеты «Животные нашего леса», «Животные жарких стран», «Животные

холодных стран», мини-музей «Царство Нептуна», мини-огород на окне, здесь

дети видят разницу жизни домашних и диких животных

Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это

важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекаю детей

в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает

разную форму и организацию.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет

практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К

сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные

возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование

должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок

сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения

будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов,

рассветов. Для установления причин явлений, связей и отношений между

предметами и явлениями мы использовали опыты. Опыт всегда должен

строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в

процессе наблюдений и труда.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое

сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду

и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за

птицами - отмечаем в группе, какие птицы прилетали на кормушку.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост

какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для

проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для

наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков;

проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной

культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал

времени, отражают последовательность роста и развития растения, его

зависимость от внешних условий жизни.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно

рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его

отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных

чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к

предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут

частые, непосредственные наблюдения.

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и

яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о

разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о

сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

На прогулках организовываются игры с природным материалом (песок, вода,

снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала

следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на

прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда,

воды. Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по

описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный

мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки

о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам,

следам и т. д.).

Дошкольников можно включить в природоохранительные акции - социально

значимые мероприятия, которые могут быть проведены

в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при

участии родителей. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая

иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой

их вырубки к Новому году.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра

– ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к

окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо

– плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как

кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение,

повышают знания об окружающем мире.

Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их

представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем

интереснее и эффективнее игровые приемы

Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех

возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка

должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания

детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно

слушают, запоминают.

Часто на занятиях используем художественную литературу. Художественная

литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в

процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется

сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей,

содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только

опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная

задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически

грамотного. В основном это: консультации, папки-передвижки, беседы,

анкетирование, выставки.

Очень важно привлечь родителей к участию в выставках. В группе я заранее

вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не

остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с

детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не

остается без внимания. Проводятся выставки: «Лучший осенний букет», «Дары

осени», «Лучшая кормушка» и другие.

Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность

педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей

желание любить, беречь и охранять природу.

Публикации по теме:

Фотоотчет о мастер-классе «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет о мастер-классе «Экологическое воспитание дошкольников» Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 18 октября 2020 в 19:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД