Департамент труда и социальной защиты
«Юный шеф-повар»: какие азы кулинарии изучают дети в особом семейном центре
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Музыка, рисование, спорт – традиционные для дополнительного образования детей сферы. Но как приготовить омлет или сварить компот, в таких секциях точно не научат, поэтому в особом семейном центре «Роза ветров» несколько лет действует проект «Вкусные истории». О том, как приготовление завтрака, обеда или ужина стало одним из любимых занятий детей, рассказывает педагог дополнительного образования Любовь Коротченкова.
Командный процесс
Публикация «„Юный шеф-повар“: какие азы кулинарии изучают дети в особом семейном центре» размещена в разделах
- Повар, кондитер. Знакомство с профессией
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сережа чистит лук, Леша режет перец, а Антон натирает морковку – на кухне кипит работа: сегодня на занятии ребята готовят витаминный салат. Рядом с ними обязательно находятся два педагога: они подсказывают, помогают, а также следят за соблюдением техники безопасности.
Кулинарные занятия позволяют детям учиться чему-то новому: знакомят со свойствами продуктов, рецептами, технологией приготовления, а также развивают внимание и мелкую моторику.
Проект «Вкусные истории» в особом семейном центре «Роза ветров» стартовал три года назад, но идея у его руководителей, педагогов дополнительного образования Любови Коротченковой и Татьяны Ионкиной появилась уже давно.
«Когда лет 10 назад мы пошли с детьми в поход, я увидела, что это вызывает у них неподдельный интерес: им нравится собирать посуду в поход, готовить, перемешивать ингредиенты, мыть посуду – оттуда и пошла идея. Мы поняли, что для ребят это очень важно, это обязательно пригодится им в будущем», – вспоминает Любовь.
Педагоги продолжили эту деятельность дальше: провели диагностику и пришли к выводу, что будут выстраивать с каждым ребенком индивидуальную работу в зависимости от возможностей ребят: кому дать только сыпучие продукты – отмерить, насыпать, другие могут перемешивать, а кто-то из детей сможет пользоваться ножом.
На занятии видна работа настоящей команды: все этапы приготовления четко распределены среди пяти детей и двух взрослых. Один педагог ведет занятие, а другой вместе с ребятами выполняет необходимые действия.
«У нас прописано, какие блюда мы будем готовить и какие дети придут. Мы знаем подход к каждому ребенку – какое задание ему дать, чтобы занятие вызвало у него положительные эмоции. Ребята включаются в процесс и ожидают, что сейчас мы с ними создадим какой-то шедевр. Это очень вдохновляет», – поясняет Любовь Коротченкова.
Все начинается с рецепта
Особенность проекта «Вкусные истории» в том, что в день проходят сразу два занятия, потому что ребята не только должны успеть приготовить блюдо, но и пройти долгий подготовительный этап.
Сначала педагоги обсуждают с ребятами, какое блюдо они будут готовить, выбирают продукты по технологическим картам, перечисляют последовательность выполнения действий. Выбор падает на блюда из продуктов, которые долго не портятся. Дети внимательно знакомятся с ингредиентами, моют руки, надевают фартуки и колпаки, и начинается самое интересное – процесс создания блюда, увлекающий всех без исключения.
Чем занимаются дети, пока блюдо готовится? Педагоги предусмотрели и этот вопрос: они включают на компьютере видео с рецептом такого же блюда или тематический мультфильм. Ребята смотрят, как его готовят другие люди, а затем начинают сервировку стола: скатерть, салфетки, солонка, тарелки и приборы.
«Больше всего ребятам нравится дегустация блюда: если нет эффекта завершенного действия, то нет и положительных эмоций от занятия. Мы здесь не только готовим, познавательный момент обязательно присутствует. Некоторые дети возвращаются в группу и рассказывают всю последовательность. Мальчики пересказывают воспитателям и сотрудникам, что они делали, кто за какую операцию отвечал», – рассказывает Любовь Коротченкова.
Педагоги добавляют, что до пандемии в цикле занятия был еще один этап – команда поваров ходила в магазин и делала покупки по списку продуктов рецепта. Подход к формированию списка покупок тоже разный: кто-то из ребят воспринимает словесные инструкции, а кому-то необходимо рассказать об ингредиентах с помощью пиктограмм.
Перед походом в магазин в классе происходило обсуждение: кто за какой продукт отвечает, как себя вести в магазине. Все покупки выполняли поэтапно, последовательно: Дима покупает яйца, Катя покупает два яблока, Миша – муку, был ответственный за выкладку продуктов на ленту. В классе снова проговаривали все этапы и начинали готовить.
Книга рецептов
«Самое простое – приготовление бутербродов, но мы всегда используем для этого тостер, чтобы подсушить хлеб. Детям нравится положить хлеб, нажать на кнопочку и ждать «выстрела», затем мажем бутерброд джемом. Самое сложное – вегетарианский борщ», – перечисляет достижения ребят педагог.
Сейчас юные кулинары уже научились готовить разные блюда: варить овощные супы, кисели, печь яблочные пироги и блины, резать салаты, мариновать овощи, готовить варенье. Эти навыки остаются у ребят и играют большую роль в их самостоятельной жизни.
«Каждый участвует в процессе приготовления по своим возможностям и силам. Кто не может передвинуться по кабинету или помыть за собой тарелку, просит товарища, а сам делает за него что-то другое», – рассказывает Татьяна Ионкина.
Кроме того, юные повара регулярно участвуют в конкурсах «Кулинарный поединок», «Фестиваль постной выпечки», во всероссийской акции «Испеки пирог и скажи спасибо». Например, год назад в конкурсе «Кулинарный поединок» с помощью педагогов ребята представляли японскую кухню – делали роллы.
Рекомендации специалиста по привлечению ребенка к кулинарным занятиям:
• Не бойтесь того, что ребенок испачкает кухню или что-то разобьет. Дайте ему больше возможностей.
• Сначала выполняйте действие вместе, потом поэтапно и доведите до того, чтобы он с помощью технологической карты выполнил работу до конца. Вы должны понимать, что навык не отрабатывается за один день.
• Многие дети любят возиться в воде – разрешите ему, например, помыть фрукты. Когда вся семья соберется за столом, можно сказать, что это ребенок помыл для всех яблоки. Он должен чувствовать свою значимость в семье.
• Наклейте на шкафах кухни схематические рисунки, где и в каком месте что лежит, это поможет ребенку ориентироваться на месте.
• Заведите альбом, где вы с ребенком будете наклеивать картинки продуктов, которые вам потребуются. Возьмите его с собой в магазин и следуйте им при покупке.
• Обязательно хвалите ребенка и проводите анализ выполненной работы. Спросите, что он приготовил, получилось ли у него блюдо, в чем были затруднения.
Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.