Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Марина Ширшова
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Значимость данной проблемы определена и в Федеральном законе «Об образовании» Российской Федерации. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%.

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

В условиях реализации ФГОС ДО приходится искать новые подходы, идеи и методы в педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и эффективно решали поставленные задачи.

Одним из путей решения этой проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Ведущим принципом таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :

1. приобщение детей к физической культуре

2. использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает :

-знание правил гигиены и ухода за своим телом;

-знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

-знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

-знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т. к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

В своей работе с дошкольниками использую следующие виды здоровьесберегающих технологий :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья – динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, утренняя гимнастика.

Технологии обучения здоровому образу жизни

• Коррекционные технологии – технология музыкального воздействия, артикуляционная гимнастика.

Коротко остановлюсь на каждой из них.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки, которые проводятся во время занятий в течение 2-5 мин., по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики артикуляционной в зависимости от вида занятия.

Игры малой, средней и высокой степени подвижности – проводятся ежедневно, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения.

Релаксация – для снижение тонуса скелетной мускулатуры, мышечного расслабления. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени, индивидуально либо с подгруппой детей.

Гимнастика для глаз – 1-2 мин. во время НОД, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Бодрящая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи, применяемых с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника.

Закаливание - обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

• нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

• проведение физкультурных занятий на свежем воздухе в течение года;

• прогулки на свежем воздухе.

Технологии обучения здоровому образу жизни :

Утренняя гимнастика - проводится ежедневно 6-8 мин., возможно включение музыкального сопровождения. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурное занятие – проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Проблемно-игровые – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения в процесс игровой деятельности. («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»)

Занятия и беседы из серии «Здоровье» - ежедневно, во время выполнения гигиенических процедур, приёма пищи, прогулки,

( Например: «Витамины и здоровый организм», «Тело человека», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» и др.)

Коррекционные технологии :

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения,

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния. В связи с Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изо деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться.

Сказкотерапия - Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Для этого использую кукольный театр, ролевые игры, в которых дети могут перевоплотиться в разных сказочных героев.

Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития, помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психо-эмоциональному развитию.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Поэтому одним из направлений моей работы по формированию здоровьесберегающей компетентности дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников.

Для этого использую следующие формы организации работы с семьей :

консультации; индивидуальные беседы; папки-передвижки, буклеты.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Список использованной литературы

1. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. - Волгоград: Учитель,2008.

2. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009 .

3. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа. - Волгоград: Учитель, 2007

4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М. : Т. Ц. Сфера, 2005

5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста «Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым:.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием»Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием» Цель занятия: «Повышение педагогической грамотности родителей по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста». Задачи:.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 16:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД