Елена Кузуб
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Я представляю детский сад №4 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, в котором работаю в должности учителя-дефектолога.
2 слайд
Приоритетным направлением своей коррекционно - педагогической деятельности считаю использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения.
3 слайд
Публикация «„Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Свою коррекционно-развивающую деятельность я представила в виде модели дерева. Корни дерева – три основополагающие науки: медицина, психология, педагогика, на которых базируется вся дефектология. Основание ствола дерева - целевые ориентиры, именно на них я ориентируюсь в своей коррекционно-педагогической практике. Далее идут ветви, которые представляют собой различные коррекционно-развивающие технологии, с помощью которых я добиваюсь положительной динамики в развитии детей с нарушением зрения. Плоды - результаты этой работы.
4 слайд
Наши дети «особенные». Нарушенное зрение создает нашим воспитанникам множество проблем, они с трудом воспринимают окружающий мир, более замкнуты, труднее видят эмоции, чувства, настроения, менее уверены в себе. Одна из главных задач в воспитании таких детей – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья.
5 слайд
Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
6 слайд
В своей работе мне приходится учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и степень нарушения зрения, состояние здоровья, зрительный диагноз и нагрузку, этап лечения ребенка. Очень важно при этом помнить о принципах здоровьесберегающих технологий.
7 слайд
Чтобы добиться положительной динамики в развитии ребенка, а также обеспечить стабилизацию и повышение зрительных функций, я использую наиболее оптимальные и эффективные приемы и методы, позволяющие сохранить и стимулировать здоровье детей. 8 слайд
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Она способствует восстановлению нормального зрения, независимо от характера имеющихся нарушений, а значит, полезна абсолютно всем без противопоказаний. Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
9 слайд
В своей работе использую различные виды зрительных гимнастик.
Это и зрительная гимнастика с элементами здоровьесберегающей технологии академика В. Ф. Базарного. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается “пробежать” глазами в определенном направлении, при этом можно использовать лазерную указку.
10 слайд Метка на стекле (по Аветисову)
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости.
Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
11слайд Пальминг
Является разновидностью гимнастики для глаз. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок, применяется, чтобы снять усталость, напряжение глаз, дать отдых мозгу. Смысл пальминга состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить их в темноту. Только полностью расслабленные глаза, если их закрыть и прикрыть чашеобразными ладонями, увидят темноту. Упражнение проводится от 50 секунд до 2 минут, дети очень любят это упражнение. Перед началом пальминга, дети снимают очки, готовят ладошки к упражнению, потирая их друг о друга, чтобы они стали теплыми.
12 слайд Пальчиковая гимнастика.
С целью развития мелкой моторики регулярно провожу на своих занятиях пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с речевым сопровождением. Они способствуют развитию у детей памяти, тактильного восприятия, тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук, контроля над мышечными ощущениями.
Уровень моторного развития рук в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющий уровень развития ребенка. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии зрительного дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев, так как это позитивно влияет на развитие интеллекта и речи, а в дальнейшем и на развитие функции скоординированных движений «рука-глаз».
13 слайд Динамические паузы.
Важнейшим условием поддержания зрительной работоспособности ребенка с нарушением зрения выступает физкультурная пауза. Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, повысить их работоспособность, активизировать двигательную сферу. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
14 слайд Дыхательная гимнастика
Большие возможности в здоровьесбережении представляет дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание ; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
15 слайд Су Джок терапия
Су-джок терапия является одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка. Стимуляция высокоактивных точек оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет.
16 слайд Массаж и самомассаж.
В своей работе использую игры на тренажёре «Волшебные ладошки». (Тренажёр сделан из аппликатора Кузнецова).
Игровой самомассаж кистей рук — это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, а также средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, то улучшается функциональное состояние внутренних органов. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, одновременно в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, оказывающая тонизирующее воздействие на ЦНС. Игровой самомассаж -нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
17 слайд Психогимнастика.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы,
18слайд Песочная терапия.
В своей работе использую элементы песочной терапии.
Песок обладает психотерапевтическим эффектом, развивает творческий потенциал, активизирует пространственное воображение, образно - логическое мышление. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает психическое напряжение у ребенка.
19 слайд
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
20 слайд
Работа учителя-дефектолога носит комплексный характер. Поэтому она тесно связана с работой многих специалистов ДОУ.
21 слайд
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в тесном взаимодействии с лечебно-восстановительной работой.
Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специализированного образовательного учреждения.
22 слайд
Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе.
23-24 слайд.
Работа по здоровьесбережению детей не была бы такой положительной, если бы не уделялось должное внимание вопросу взаимодействия с родителями. Для этого я использую различные приемы и методы работы, такие как: открытые занятия, мастер-классы, консультации, оформляю информационные стенды и разрабатываю памятки. Это позволяет установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми. А самое главное - сохранить и укрепить здоровье детей.
25 слайд
Регулярное проведение коррекционных-развивающих занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; активнее развивается общая, мелкая моторика и координация движений; улучшаются соматические показатели здоровья, повышается познавательная активность, улучшается психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
26 слайд
Закончить свою презентацию я хотела бы такими словами:
Я вам скажу принципиально -
Моя работа очень актуальна.
Любимые «особенные» дети!
Здоровье их важней всего на свете!