Инна Меркулова
«Зимние фантазии». Использование нетрадиционной техники рисования «граттаж» в работе с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗИМНИЕ ФАНТАЗИИ»
(Волшебные уроки Зимушки-Зимы).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. «ГРАТТАЖ».
Тема: Зимние фантазии.
(Волшебные уроки Зимушки-Зимы).
Публикация «„Зимние фантазии“, Использование нетрадиционной техники рисования „граттаж“ в работе с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Зима. Зимние поделки, рисование
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
Формирование у детей целостной картины мира через интегрирование образовательных областей в рамках «ФГОС».
( Рефлексия: композиция «Зимние фантазии»).
Использование современных,
образовательных технологий :
• Ннформационно - коммуникативные технологии.
• Технология проблемного обучения.
• Игровые технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
• Образовательные
• Закрепление представления о зиме и ее приметах
• Укрепление, расширение и активизация словаря по теме «Зима» за счет существительных, глаголов, прилагательных.
• Совершенствование навыка составления простых предложений по картинкам.
• Совершенствование умения выразительно декламировать стихи.
• Совершенствование навыка отвечать на вопросы полным ответом.
• Продолжить знакомить детей с техникой «граттаж».
• Научить отражать состояния зимней природы используя графические средства выражения: линия, штрих, контраст.
• Учить рисовать пейзаж, обогащая его личными впечатлениями и переживаниями.
• Развивать детское изобразительное творчество, воображение.
• Формировать чувство композиции и ритма.
• Коррекционные
• Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
• Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Совершенствовать умение делить слова на слоги. Закреплять представление о слогообразующей роли гласных звуков.
• Развитие слухового внимания.
• Развитие связанной речи.
• Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.
• Развитие сенсорных умений – координация рук и глаза при рисовании.
• Развивать интеллектуальные действия – анализ и сравнение.
• Воспитательные:
• Совершенствовать эстетическое видение красоты окружающей природы, учить осмысливать свои впечатления.
• Формировать коммуникативные способности, умение работать в команде, действовать сообща.
• Расширять ассоциативное восприятие зимы, через интеграцию с музыкальными и художественными произведениями.
Материалы и оборудование:
• По зимнему оформленный зал.
• Магнитофон, запись П. И. Чайковского «Зимнее утро».
• Тряпичный снежок.
• Магнитная доска.
• Предметные картинки по теме «Зима».
• Тематический костюм Зимушки – Зимы.
• лист формата А:4 (подготовленный фон,
• инструменты для процарапывания,
• подложка.
• Мнемотаблицы «Зима».
• Схемы с изображениями геометрических форм, для анализа и фантазирования.
• Презентация на музыкальном фоне в формате мультимедийного файла ppt.
Предварительная работа :
1. Наблюдение на прогулках за особенностями зимней природы.
2. Опытно – экспериментальная деятельность: таяние и замерзание воды, измерение глубины сугробов.
3. Знакомство с зимними видами спорта и зимними забавами, в преддверье Сочинской олимпиады.
4. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро»
5. Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежинки»
6. Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» и стихотворения А. Блока «Избушка».
7. Знакомство с произведениями художников – графиков, изображающих природу.
8. Знакомство с техникой «Граттаж».
9. Знакомство со свойствами воска и парафина на примере свечи и восковых мелков.
План:
I. Организационная часть:
Оформленный по-зимнему музыкальный зал.
Дети входят, садятся.
1. Слушание пьесы И. П. Чайковского «Зимнее утро», объявление
темы занятия.
2. Дидактические игры
- «Назови ласково».
- «Слова-родственники».
- «Длинные – короткие слова».
3. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
4. Зима в гости к нам пришла…
- Игра «Зимние картинки».
- Сюрпризный момент.
II. Практическая часть:
1. Уроки Зимушки – зимы:
- Демонстрация слайда с зимним пейзажем
- Правила использования волшебных палочек
(техника безопасности)
- Приемы работы в технике граттаж.
- Рисуем «Зимние фантазии».
2. Итог
- Обсуждение работ «наши зимние фантазии».
- Подбор иллюстраций к разученным стихам о зиме,
по признаку эмоционального соответствия.
- Выводы по теме занятия.
Ход итогового занятия.
(из цикла Зима)
1. Организационная часть:
(Слушание детьми пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия).
2. Игра «Назови ласково».
(Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
3. Игра «Слова-родственники».
(Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
4. Игра «Длинные – короткие слова».
(Совершенствование умения делить слова на слоги. Закреплять представление о слогообразующей роли гласных звуков.)
5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
(Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением).
6. Игра «Зимние картинки».
(Совершенствование навыка составления простых предложений по картинкам).
7. Сюрпризный момент (преображение воспитателя в Зимушку- Зиму).
8. Проведение физминутки (Звуки вьюги, снежинки на ниточках. Ритмические фантазии детей на тему зимняя вьюга).
2. Практическая часть:
Глубинное погружение в тему «Зимние фантазии».
Зимушка-Зима:
- Слетайтесь ко мне мои снежинки! Ой, да это ребята! Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Я, Зимушка – Зима. Я приглашаю вас, в свою снежную мастерскую.
- Посмотрите, какая необычная у меня мастерская, скажите, а какого она цвета?
- Правильно белого!
- А теперь я приглашаю в волшебное путешествие, я покажу вам свои чудеса.
Демонстрация презентации «Волшебница - Зима», мультимедийный файл в формате ppt., на интерактивной доске, с послайдовыми комментариями педагога, на фоне музыкального сопровождения.
В связи с большим размером файла, размещаю под скриншотом, ссылку на место
Расположения презентации на моей странице «В контакте».
https://vk.com/docs
Творческая часть.
Уроки Зимушки – Зимы.
Зима – это такое чудесное время года, а вам что в нем особенно нравится?
(Дети перечисляют, свои ассоциативные восприятия зимы).
Сюрпризный момент: Зимушка-Зима открывает, прикрытые узорной салфеткой, работы, выполненные в технике «Граттаж».
Выдаются, заранее приготовленные, окошки с морозными узорами.
- Как же их рисовали? (Способ царапки).
- А называется эта техника «Граттаж».
- У меня для вас ещё один сюрприз.
Мороз передал для вас волшебные палочки, которые помогут рисовать в ваших окошках. (Царапать). Потому что в них пока ещё ничего не видно.
Техника безопасности обращения с волшебной палочкой:
- Как нужно с ней обращаться? (аккуратно, не размахивать, положить на стол после окончания работы). Ведь палочка волшебная, если с ней балуешься, может и Злюку Метель вызвать.
Чудеса своими руками.
(использование мнемотаблиц и схем)
- Раз, два, три – чудеса твори.
Задание:
Педагог последовательно открывает схемы.
- У меня два треугольника, давайте превратим их в зимние деревья :
(используется схема с изображением треугольников)
Дети, используя выразительные средства графики, линию и штрих превращают
геометрические фигуры в гибкую берёзку и пушистую ёлочку.
- Мы рисуем зиму.
(использование мнемотаблицы).
- Так пусть пойдет снег на ваших работах.
Дети изображают снежинки, отображая зимние признаки.
- Когда много снега, появляются.? (сугробы).
Дети вспоминают приёмы изображения сугробов.
- Что же ещё можно увидеть в окошко?
-Дети рассуждают.
Предлагаю вниманию детей схему с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал…
-Давайте пофантазируем, во что можно превратить эти фигуры, отразив это в своих работах.
- Мне очень хочется послушать ваши истории, что же видно из морозного окошка.
Творческий процесс проходит под музыкальное сопровождение (Звуки природы).
Рефлексия.
Дети собираются в круг и глядя на свои работы, рассказывают истории Зимушке – Зиме.
Зи ма восхищается рисунками. И просит выбрать наиболее подходящую работу, отражающую поэтическое настроение стихотворений:
- С. Есенина «Белая берёза»
- А. Блока «Избушка»
Разученных ранее.
Дети читают стихи.
Зимушка- Зима – угощает детей «зимней ягодой» (клюква в сахаре).
Автор: Меркулова Инна Николаевна,
Воспитатель ГДОУ «Радуга»,
Центрального района,
город Санкт-Петербург
merkulowa.inna2012@yandex.ru