Наталья Соколова
Значение игры в системе обучения дошкольников. Деловые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на районное мероприятие: «Значение игры в системе обучения дошкольников — деловые игры.»
Как говорил Сухомлинский:
Публикация «Значение игры в системе обучения дошкольников, Деловые игры» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
«… Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно - творческой активности.
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки. Так, деловые игры ориентированы на рациональные действия участников,ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Таким образом, деловую игру можно определить как метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании. Деловая игра (ДИ) – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей. Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Основные компоненты и классификация деловых игр
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры. Отмечают функции деловой игры : - информационно-познавательная;
- организационно-управленческая;
- эмоционально-воспитательная;
- профессионально-адаптационная.
Деловая игра характеризуется:
- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);
- субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я», не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность; личность – группа, личность - преподаватель);
- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
- особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).
В деловой игре существуют следующие этапы:
1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;
2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;
3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;
4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.
Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:
1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;
2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;
3. проблемный характер моделируемых ситуаций;
4. распределение ролей между участниками игры;
5. описание структуры и сценария игры;
6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента «обратной связи» с ее участниками;
7. реализация целей игры;
8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.
Таким образом, деловая игра – целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты деловой игры :
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной и игровой моделей;
- формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- решение проблемы;
- создание графической модели взаимодействия участников;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- корректировка;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры : цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.
Цели деловой игры – наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.
Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленным целям: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи. В процессе дидактических игр (парные картинки, штампы,трафареты,карты и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др., которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами. Вот например:
деловая игра - «Театр за кулисами» :
Цель: Научить выполнять иллюстрации к сказке. Развивать интерес и любовь детей к творчеству ведущих художников детской книги. Задачи: Обучать умению простейшими средствами передавать основные события сказки, смысловую связь между предметами и героями в рисунке, формировать умение располагать лист бумаги по вертикали и по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе.
Игра разбивается на несколько этапов:
1:команде необходимо иллюстрировать русскую народную сказку;
2:команде необходимо инсценировать отрывок из сказки,который они изобразили;
3:команде необходимо инсценировать отрывок без слов,используя только звуковые,танцевальные и музыкальные приёмы.
ДЕЛОВАЯ ИГРА (ФАБРИКА ИГРУШЕК)
Участники деловой игры «Фабрика игрушек» становятся сотрудниками международной корпорации, выполняющей проекты по заказу крупных клиентов.
Цель проектных команд – добиться максимальной прибыли, выполнив за установленное время наибольшее количество проектов, обеспечивая необходимый объем производства, а также высокое качество выпускаемой продукции и ее своевременную поставку.
1 этап:сотрудникам необходимо изготовить игрушки (пластелин,аппликация,ручной труд,рисование)
2 этап:сотрудникам необходимо реализовать продукцию
3 этап:сотрудникам необходимо проанализировать прибыль и выявить товар повышенного спроса
Работа в проектной команде, управление проектами
Командообразование, эффективное взаимодействие
Планирование, организация и координация совместной работы
Коммуникация между сотрудниками и отделами компании
Работа команды в условиях ограниченного времени
ДЕЛОВАЯ ИГРА (ВОЗДУШНЫЙ ГОРОД)
Участникам деловой игры «Воздушный город» предстоит спроектировать и построить новое чудо света - первый в мире воздушный город. Деловая игра моделирует взаимодействие между сотрудниками и отделами компании, а также препятствия и барьеры, с которыми им приходится при этом сталкиваться. Успех достижения цели зависит в игре от эффективности командной работы, грамотной коммуникации, планирования и координации совместной деятельности.
Командообразование, эффективное взаимодействие
Планирование, организация и координация совместной работы
Управление работой команды
Коммуникация между сотрудниками и отделами компании
Разработка творческих идей, креативность и инновации в бизнесе
ДЕЛОВАЯ ИГРА (ЗАТЕРЯННЫЙ ПУТЬ)
Две группы археологов заблудились в горной пещере, где в прошлые времена, согласно легенде, пираты хранили награбленные богатства. Потеряв карты, участники экспедиции блуждают по неисследованным туннелям и залам в поисках несметных сокровищ пиратов. Для того чтобы достичь своей цели и благополучно выйти на поверхность, они вынуждены положиться на знания, опыт и интуицию лидера.
Развитие эмоционального интеллекта (EQ)
Развитие лидерского потенциала
Развитие навыков психологического влияния
Таким образом, по итогам проделанной работы можно сделать вывод, что метод делковой игры с успехом может применяться в методической работе дошкольной ораганизации образования. При этом в рамках деловой игры возможно рассмотрение значительного перечня проблем, так как многие из них сложны и неоднозначны. Кроме того, изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников; метод имитации (Тподражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам.