Получи документы

«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»

Екатерина Смирнова
«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Публикация «„Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников“» размещена в разделах

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь - кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. О значении и содержании пальчиковой гимнастики имеется очень много разнообразной литературы. Вы можете изучить ее на нашей выставке. Данную литературу можно приобрести в магазине и использовать в работе с вашими детьми дома, по дороге в детский сад и обратно.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Помогает развивать речь.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Приложение 1.

Пальчиковая гимнастика для 1-й младшей группы

1. «Ладушки» (развитие мелких движений кисти, чувства ритма). Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, а потом по его словесному указанию (перед собой, над головой, за спиной) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.

2. «Игра с пальчиками» (развитие подвижности пальцев рук). Ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок подражает ему, а в дальнейшем самостоятельно выполняет упражнение :

- Мой мизинчик, где ты был?

- С безымянным щи варил,

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту.

3. «Оладушки» (развитие подвижности пальцев, умении двигаться в соответствии со словами). Ребенок сидит на стуле не перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения

Пальчик о пальчик - тук да тук. (2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (2 раза.)

Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик - тук да тук. (2раза.)

4. «Пальчики в лесу» (освоение названий пальцев). Взрослый держит левую руку ребенка ладонью к себе.

Один, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистит стол,

Этот - резал, этот - ел,

Ну, а этот лишь глядел.

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика для 2-й младшей группы

«Ладони на стол е». На счет «раз, два» - пальцы врозь - вместе.

«П а л ь ч и к и з д о р о в а ю т с я». На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т. д.

«Ладошки-кулачок-ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.

«Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.

«Дети бегут наперегонк и». Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.

Инсценирование потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

«Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.

«Козлята». То же упражнение, но одновременно выполняется пальцами обеих рук.

«Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

«Деревья». Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Инсценирование потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья,

Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.

Инсценирование потешки:

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.

Приложение 3. Пальчиковая гимнастика для средней группы

Комплекс 1:

- «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

- «Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

- «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать

руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

- «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки

вверх, расставить пальцы.

- «Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

- «Игра-потешка». Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Комплекс 2:

«Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» пальцы соединяются в «замок».

«Л и с а и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.

«Паук». Пальцы согнуты, медленно передвигается по столу.

«Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями).

«Счет до четырех». Большой палец соединяется поочередно со всеми остальными.

Игра - потешка:

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

«Цветок» :

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь-вместе. Ладони опустить вниз и тыльной сторонй прижать друг к другу, пальцы развести.

Приложение 4. Пальчиковая гимнастика для старшей группы

Комплекс 1:

- «Флажок». Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

- «Птички». Поочередно большой палец соединяется с остальными.

- «Г нездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

- «Цветок». То же, но пальцы разъединить.

- «Корни растений». Прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

- Игра-потешка «Дружные пальчики». Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький,

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Комплекс 2:

«Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,

большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

«Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

«Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

«Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Потешка «По грибы». Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот веток натаскал,

Этот пальчик все поел,

Оттого и потолстел.

Комплекс 3:

«Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.

«Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя чашечку цветка, соединить.

Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».

Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Комплекс 4:

- «Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

- «Р а к о в и н а улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

- «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

- «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

- «Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для крота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Приложение 5. Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы

Комплекс 1:

«Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.

«Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им.

«Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

«В о л ч о н о к с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.

«Пожарные». Упражнение с предметом : используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.

Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так -

Так головки убирали.

Комплекс 2:

«Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

«Птица, высиживающая пте н цо в». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.

«П т и ч к и клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

«Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

Комплекс 3:

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

«Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних загнуты.

«Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указательный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.

«Собачка». Локоть левой руки на столе, рука сжата в кулак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двигается вперед - бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

Комплекс 4:

«Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.

«Корень растения». Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз.

«Прорасти растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.

«Елка». Пальцы обеих рук скрещены.

«Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены - дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью.

Список используемой литературы:

Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Источник: https://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika09.htm

Публикации по теме:

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста «Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» Составила:Долговесова А. В,воспитатель Введение.

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вопрос развития.

Использование элементов пальчиковых кинезеологических упражнений для развития межполушарных связей головного мозга детейИспользование элементов пальчиковых кинезеологических упражнений для развития межполушарных связей головного мозга детей Использование элементов пальчиковых кинезеологических упражнений для развития межполушарных связей головного мозга детей на занятиях физической.

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыханияКартотека игр и упражнений для развития речевого дыхания Для развития речи очень важно правильное дыхание. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Решающее значение для.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методическая разработка Комплекс пальчиковых игр и упражнений «Осень, зима, весна» Методическая разработка Комплекс пальчиковых игр и упражнений «Осень, зима, весна» Учитель-логопед: Косачева Наталья Анатольевна Город.

Многофункциональное панно для проведения различных игр и упражнений для развития речи и мелкой моторики старших дошкольников.Многофункциональное панно для проведения различных игр и упражнений для развития речи и мелкой моторики старших дошкольников. Панно выполнено из фетра. Сшила я его сама. Все предметы на нём представляют собой "кармашки" на молниях. В них могут располагаться различные.

Значение дидактических игр для развития речи дошкольников. Значение дидактических игр для развития речи дошкольников. Воспитатель ГБДОУ №8, Выборгского района СПб, Мариновой Л. Б. Дошкольный возраст.

Значение общеразвивающих упражнений для дошкольников и методика их проведения. Ушинский к.  д. :Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.

Значение пальчиковых игр Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований де-тей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»
Опубликовано: 9 июня 2017 в 16:33
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Смирнова (УИ 1120901) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД