Наталья Оськина
Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей обусловлена их возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Описание опыта работы „Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми рисования, лепки и аппликации.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, я определила тему своей работы : «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений».
Противоречие существует между недостаточно развитой мелкой моторикой у детей дошкольного возраста и необходимостью повышения уровня ее развития для полноценного нервно-психического функционирования ребенка в повседневной жизнедеятельности.
Проблема исследования: будет ли подобранная серия пальчиковых игр и упражнений эффективным средством развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста.
Цель: теоретически обосновать и выявить в практической деятельности эффективность серии пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: серия пальчиковых игр и упражнений будет являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, если:
• игры направлены на координацию и синхронизацию движений мелких мышц обеих рук;
• смена движений выполняется по образцу взрослого (по показу и одновременно с ним);
• движения выполняются точно, с ускорением при повторениях.
Выдвинутая гипотеза определила задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Подобрать серию пальчиковых игр и упражнений с целью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
4. Подготовить дидактическое обеспечение серии пальчиковых игр и упражнений.
5. Включить серию пальчиковых игр и упражнений в воспитательно-образовательный процесс.
6. Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
7. Проанализировать полученные данные. Сделать выводы.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
2. Эмпирические: эксперимент, наблюдение, анализ документации, диагностические методы.
3. Теоретическая база опыта.
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук.
Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т. е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Для выявления уровня развития мелкой моторики я использовала диагностику, с помощью которой определила степень ловкости рук и пальцев у детей дошкольного возраста : тест Н. Озерецкого «Тесты оценки моторики» (для детей от 3 до 8 лет). Задания разделены на несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны, как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии с возрастными нормами. Это задания, выполнение которых требует участия тонких движений рук.
3 года (2 младшая группа) :
«Скорость движений». Укладывание мелких предметов в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить предметы необходимо со скоростью).
4 года (средняя группа) :
«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
«Скорость движений». Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью).
Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики у дошкольников на констатирующем этапе представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень развития,
2 младшая группа Начало 2015-2016гг.
высокий 29%
средний 44%
низкий 27%
Уровень развития,
средняя группа Начало 2016-2017гг.
высокий 21,5%
средний 69,5%
низкий 9%
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие мелкой моторики у большего количества детей находится на низком и среднем уровне.
Следующий этап своей работы я начала с подбора серии пальчиковых игр и упражнений.
Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы :
• специально организованной образовательной деятельности;
• в совместной деятельности воспитателя с детьми;
• в свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала следующие методы и приемы работы :
• Пальчиковый игротренинг
• Массаж кистей рук
• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• Пальчиковый театр
• Разучивание потешек
• Использование атрибутов к пальчиковым играм
Основные принципы проведения пальчиковых игр :
• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
• Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
• Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может снизить интерес к игре.
• Нельзя принуждать ребёнка к игре, необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.
Привлекая детей к совместной деятельности, я старалась, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие. Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогали поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Я организовывала пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволило малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Дети двух лет легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т.
В конце года мной проводилась итоговая диагностика развития мелкой моторики рук у дошкольников (тест Н. Озерецкого).
Результаты положительного влияния систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с использованием серии пальчиковых игр и упражнений представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень развития
2 младшая группа (начало 2015-2016гг.) (конец 2015-2016гг)
высокий 29% 71,8%
средний 44% 26%
низкий 27% 2,2%
Уровень развития
средняя группа (начало 2016-2017гг.) Промежуточный мониторинг
(январь 2017г.)
высокий 21,5% 71%
средний 69,5% 22%
низкий 9% 7%
5. Анализ результативности.
В результате опыта я наблюдаю у детей улучшение координации артикуляционного аппарата, совершенствование общей координации движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
В дальнейшем я планирую продолжать подбирать и использовать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние развития мелкой моторики на речевое развитие ребенка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Применение данного опыта способствует формированию разносторонне развитой личности ребёнка полной сил и жизненной энергией.
Данное описание опыта работы по развитию мелкой моторике представляет систему деятельности воспитателя детского сада с дошкольниками. Система включает в себя такие основные этапы, виды и формы педагогической деятельности воспитателя как, осознание актуальности темы, анализ условий, определение целей и задач, создание образовательной среды, разработка технологии, планирование деятельности, осуществление работы с детьми и родителями, выявление результатов. Данная система может быть оптимально интегрирована в образовательный процесс детского сада без увеличения нагрузки на детей и педагогов.
8. Наглядное приложение
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по развитию мелкой моторике : консультации для родителей «Тренируем пальчики - развиваем речь», пальчиковые упражнения и игры
Консультация для родителей
«Тренируем пальчики – развиваем речь».
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика) быстрее развиваются речь, мышление, а в дальнейшем формируется письмо. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно. Только тогда можно будет достигнуть наибольшей эффективности.
Тренировку пальцев рук ребенка нужно начинать как можно раньше. Сюда входит массаж пальцев рук каждого пальчика, каждой фаланги, поглаживание и легкое разминание в течение 2-3 минут. Далее следует проводить простейшие упражнения для пальцев рук. Сначала пальцы ребенка сгибают и разгибают родители, затем ребенок это выполняет самостоятельно. Для детей 3-4 лет игры с пальчиками будут интересны, особенно если они будут играть с вами.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка обязательно используйте индивидуальный подход и следите, чтобы длительность занятия не превышала 15 минут. Нельзя заставлять ребенка играть в «ваши» игры насильно.
На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед собой на уровне груди.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки).
Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Для того чтобы понять принцип проведения «Игр с пальчиками» предлагаю Вам поиграть:
Жил-был зайчик
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Лапки на опушке.
Отморозил носик
Отморозил хвостик.
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо –
Волка нет. И дают морковку на обед.
Всем вам известны такие потешки, как «Сорока белобока», «Ладушки», «Этот пальчик Бабушка.», однако существует множество и других интересных текстов стихотворений, потешек, которые могут стать основой для пальчиковой гимнастики.
Игры и упражнения для развития моторики руки
Пальчиковые игры - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах.
Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста :
От 1 года до 2х лет.
Дети хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
В 3 года.
Малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
В 4 года.
Дошкольники могут играть в пальчиковые игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
В 5 лет и старше.
Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
«Осень»
Осень, осень (трем ладошки друг о друга)
Приходи (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди (ладони на щеки)
Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся. (ладони положить на колени)
Солнце нас уже не греет (покачать головой)
Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (сделать «птицу» из двух скрещенных рук)
Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами тo по одной, то по
другой ладони)
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами)
«Ягоды»
Ягоды – это крыжовник (указательным пальцем одной руки
Клюква, черника, брусника,пересчитывают, сгибая, пальцы на другой
Малина, клубника, шиповник,руке)
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец. (поднимают плечи, удивляются)
Что это значит?
Я – молодец (большой палец вытягивают вперёд)
«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый
пальчик)
Мы идём грибы искать(«шагаем» по столу средним и указательным
пальцем»)
Этот пальчик в лес пошёл (загибаем пальчики начиная с мизинца)
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
«Овощи. Огород.»
Чищу овощи для щей (вертикальные движения руками, словно
отряхиваем от земли)
Сколько нужно овощей (пожимают плечами)
Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке)
Две морковки, (загибаем еще два пальца)
Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке)
Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке)
Да капустный кочешок (загибаем палец)
Потеснись-ка ты, капуста, ("раздвигаем" в сторону капусту)
От тебя в кастрюле густо!
Раз! (выставляем большие пальцы рук)
Два! (указательные - другие в кулаке)
Три! (выставляем средние пальцы рук)
Огонь зажжен, (хлопаем)
Кочерыжка, кочерыжка (показать большой палец)
Выйди вон (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)
«Фрукты. Сад.»
Палец толстый и большой (поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий :
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. (поочередно разгибают пальчики из
кулачка, начиная с большого)
«Деревья»
Вот деревья:(показывает ладони обеих рук с
разжатыми пальцами)
Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, (загибают пальцы на обеих руках)
Ясень, тополь, елка, пихта,
Мы в лесу встречаем вас. (хлопают в ладоши)
«Человек. Части тела.»
Головами покиваем (выполняем подражательные
Носиками помотаем,движения в соответствии с текстом)
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём (наклонившись вниз,
И немножко отдохнём. качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём (подпрыгиваем на месте в ритме текста)
И сначала всё начнём.
Головами покиваем,
Плечиками мы покрутим,. (далее темп ускоряется)
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого,
Юбку, кофточку, платочки. на обеих руках)
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)